Быстро объединить партии Вадима Рабиновича «За життя» и «Оппозиционный блок» не получилось. Помешал Ахметов и не только он

Автор:
Maria Zhartovska
Дата:
Быстро объединить партии Вадима Рабиновича «За життя» и «Оппозиционный блок» не получилось. Помешал Ахметов и не только он

«Бабель»

Днем 12 сентября лидер партии «За життя» Вадим Рабинович в своем посте на Facebook предложил лидерам партии «Оппозиционный блок» (ОБ) забыть старые обиды и создать новую мощную партию. Уже через час в Twitter ему ответил один из лидеров ОБ Сергей Левочкин. Оказалось, он тоже не против. «Бабель» разобрался, что помешало сделать это быстро и при чем тут Виктор Медведчук.

«Чтобы все было, как я хочу, нужно, чтобы с неба спустились 27 ангелов в белых одеждах. Или я должен родить человек 50 и с ними работать. Но я не могу ни того, ни другого, поэтому сотрудничаю с теми, кто есть», — иронично комментирует «Бабелю» свой пост в Facebook Рабинович. У него c «Оппоблоком» сложные отношения. В 2014 году Рабинович присоединился к партии, созданной из людей Левочкина и его бизнес-партнера Дмитрия Фирташа с одной стороны, и людей олигарха Рината Ахметова с другой. Финансирование ОБ бизнесмены тоже разделили пополам. На парламентских выборах 2014 года партия взяла 9,4% голосов и получила фракцию в Раде из 43 нардепов.

Спустя два года, в мае 2016 года, Рабинович заявил, что уходит из фракции, которая «не проявляет себя настоящей оппозицией в парламенте», но, опасаясь потерять депутатский мандат, так из нее и не вышел. Он и еще один бывший член ОБ Евгений Мураев создали партию «За життя». По данным августовского опроса Центра Разумкова и фонда «Демократические инициативы», рейтинг этой партии — 8,7%. Это на 1,6 процентных пункта больше, чем у ОБ.

По информации «Бабеля», с выгодными для себя цифрами Рабинович несколько раз приходил к руководителям ОБ и предлагал объединиться, разделив квоты и влияние пополам. Но ему отказали.

В июле нынешнего года в «За життя» официально вошел Виктор Медведчук — кум президента России Владимира Путина, спецпредставитель Украины по гуманитарным вопросам в Трехсторонней контактной группе. Накануне парламентских выборов 2014 года он, как и Рабинович, хотел попасть в список ОБ. Тогда ему помешал американский политтехнолог Пол Манафорт, который сотрудничал с «Оппоблоком». Он убедил Левочкина и Ахметова, что Медведчук слишком «токсичен» и может обвалить рейтинг оппозиционеров . Тогда в список взяли двух людей Медведчука: Тараса Козака и Василия Нимченко.

Сейчас руководство ОБ уже не исключает, что Медведчук появится в списке партии на парламентских выборах. Схема объединения, которую, по словам источника «Бабеля», предлагает Левочкин, выглядит так: по 33% группе Фирташа—Левочкина—Бойко, Ахметову и «За життя». Еще 1% планируют оставить для потенциальных членов партии. В группе Фирташа—Левочкина в качестве таких кандидатов не против видеть мэра Харькова Геннадия Кернеса, мэра Одессы Геннадия Труханова и часть партии «Відродження».

В большие переговоры бывших регионалов не попала партия внефракционного депутата Сергея Таруты «Основа». В ОБ считают, что политик играет на стороне Юлии Тимошенко и, в случае ее победы на президентских выборах, готовит для себя роль премьер-министра от юго-востока. На восточный электорат рассчитаны и его рекламные билборды. С них политик обращается к «людям труда» и призывает к «компромиссу ради согласия». Сам Тарута объединяться тоже не торопится, потому что у будущей большой партии «нет идеи».

Если бывшие регионалы объединятся по схеме Левочкина, то, согласно внутрипартийной социологии ОБ, на парламентских выборах новая партия может взять до 30% голосов. Единая партия ОБ и «За життя» — до 20%. Если в список попадет Медведчук, технологи ОБ предполагают, что от этих цифр можно отнимать до 6%.

«Промышленное» крыло

Официальное заявление об объединении «Оппоблока» и «За життя» руководство партий планировало сделать 18—22 сентября. Но дату сместили из-за сложностей в переговорах с Ринатом Ахметовым. По словам одного из его бизнес-партнеров, который общался с олигархом на праздновании дня рождения второго президента Украины Леонида Кучмы в августе, Ахметов сказал своим партнерам «от винта». Это означает, что планов отправлять своих людей в новую партию летом у него не было.

Бизнесмен не спешит объединяться, как минимум, по двум причинам. Во-первых, участие в новом списке Медведчука — это репутационные риски и потенциальный конфликт с западом. Во-вторых, Ахметов не верит, что объединение даст большой рост рейтинга.

«Среди сторонников «Оппоблока» есть люди, которые никогда не проголосуют за Рабиновича, и наоборот. В этом случае 10+10 не даст 20. Может получиться меньше. Партиям нужно идти на выборы отдельно и набирать максимальные результаты, а потом объединятся в Раде», — говорит один из влиятельных членов «Оппоблока», близкий к Ахметову.

Еще одна проблема для группы олигарха — единый кандидат от оппозиции на президентских выборах. Люди Ахметова — «промышленники» — не готовы поддерживать партнера Левочкина и Фирташа Юрия Бойко. Его президентский рейтинг, по данным августовского опроса Центра Разумкова и фонда «Демократические инициативы», — 6,4%.

«Идея о едином кандидате от оппозиции очень интересная и нуждается в обсуждении на съезде с активистами, промышленниками и предпринимателями, которые сказали однозначно, что Бойко не поддержат никогда», — говорит источник в окружении Ахметова. Он уверяет, что свои кандидаты в президенты у группы олигарха есть, но кто — не уточняет.

Стать единым кандидатом от оппозиции готов сопредседатель фракции ОБ Александр Вилкул. Он уже начал агитировать за себя, но говорит, что окончательно вопрос о едином кандидате решат на праймериз. Когда они пройдут, в ОБ не говорят.

Чтобы договориться об этом, новой объединенной партии и едином кандидате, у всех групп внутри ОБ и «За життя» остается не больше трех с половиной месяцев. Президентская кампания стартует 30 декабря, а до тех пор, шутит Рабинович, «рано говорить, что мы сели в паровоз».