«Нас убивают, но нам уже стыдно носить бронежилеты». Как прошла акция «Ночь на Банковой: кто заказал активистов?»

Автор:
Евгений Спирин
Дата:
«Нас убивают, но нам уже стыдно носить бронежилеты». Как прошла акция «Ночь на Банковой: кто заказал активистов?»

«Бабель»

На Банковой, возле Администрации президента в Киеве, 27 сентября состоялась акция с требованиями назвать заказчиков нападений на активистов и политиков. Пришли около 500 человек: депутаты, блогеры, просто неравнодушные. Такие же акции прошли и в других городах Украины: Львове и Харькове. Но Петра Порошенко в стране не было, поэтому люди решили поехать «в гости» к министру внутренних дел Арсена Авакова. Рассказываем, как прошла «Ночь на Банковой».

Что происходило

Акцию анонсировали почти за неделю. В 18:00 возле поворота на Банковую со стороны Институтской около 100 человек. Часть из них — журналисты. Улица Институтская перекрыта полностью. Возле выхода из метро «Крещатик» — кордон полицейских. Некоторые из них с портативными металлоискателями. Они выборочно останавливают людей, которые идут на Банковую.

— Покажите, что у вас в сумках и рюкзаке?

Парень с маленьким плакатом «Мусора — не молчите» показывает рюкзак, там термос и фотоаппарат. Полицейский смотрит одним глазом.

— Проходите, хорошего вечера.

Евгений Спирин / «Бабель»

Сама Банковая тоже перекрыта, туда не пройдешь. Здесь Нацгвардия, полицейские и люди в штатском одинаковой внешности. Они все в рубашках, брюках, черных куртках и туфлях. Стоят группками по 5—6 человек. Со стороны Институтской импровизированная сцена — автобус с генератором, проектор и экран для показа видео и слайдов. Когда станет темно, еще один проектор на соседнее здание будет транслировать надписи «Молчание убивает» и «Кто заказал Катю Гандзюк?». Здесь же, на стене, висит огромный баннер с такой же надписью. Люди собираются стоять до трех утра, именно в это время президент Петр Порошенко возвращается из США.

Евгений Спирин / «Бабель»

На сцене, которой на самом деле как таковой нет — это просто круг из людей у экрана, модератор акции Максим Кицюк. Сначала он напоминает о нападениях на активистов, потом приглашает желающих выступить к микрофону и периодически просит показать на экране видео или слайды.

С речью и призывами выходят и гости из Одессы, активисты и молодые политики, на которых нападали: Сергей Стерненко, председатель городской организации «ДемАльянс — Одеса» Юрий Дьяченко, представители городской организации «Народный Рух Украины» Алина Радченко, Михаил Кузаконь, журналист Григорий Козьма. Все они рассказывают о том, как на них нападали, резали и били, а потом полиция заводила дела против них же.

На экране показывают видеообращение Екатерины Гандзюк. Она его записала в больнице. В это же время представители «Национального Корпуса» устанавливают палатку с фотографиями пострадавших от нападений. Это 55 фото людей с избитыми и окровавленными лицами.

«Бабель»

Возле палатки стоят «Национальные дружины» — юное подразделение «Азова» и «Нацкорпуса». Несколько десятков ребят в камуфляжных куртках и одинаково подкатанных спортивных штанах. Кажется, что они не очень понимают, о чем акция, и пришли «охранять, чтобы не было провокаций». Некоторым на вид не больше 15 лет.

Периодически толпа скандирует: «Молчание убивает».

Кто был на акции

Около 20 часов людей становится все больше. В толпе есть и депутаты: Светлана Залищук, Мустафа Найем, Егор Соболев, Алена Шкрум. Также здесь председатель «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин, адвокат Маси Найем, кандидат в президенты Анатолий Гриценко, журналист и новоиспеченный политик Дмитрий Гнап. Все они периодически дают на камеры какие-то комментарии и интервью.

Модератор Кицюк говорит в микрофон: «Мы приняли несколько решений перед акцией: политики первого эшелона будут выступать только после 12 ночи. Почему мы здесь должны стоять до трех утра, а они — нет?»

«Бабель»

У микрофона глава «С14» Евгений Карась. Он рассказывает о нападениях на представителей правых организаций со стороны полиции.

«Из всех нападений найдены и наказаны только исполнители. Это титушки, наркоманы, криминалитет. Таких людей очень легко найти за деньги или просто заставить их напасть по указанию. А кто реальный заказчик? Это все попытка задушить нас — тех, кто не хочет мириться с властью. И, конечно, все это имеет российские корни».

Часть людей аплодирует, особенно те, кто с символикой «Нацкорпуса». Девушка у них спрашивает, понимают ли они, что есть и другие случаи нападений, когда правые били левых или представителей ЛГБТ. Ребята отвечают: «Мы против ЛГБТ и всякой нечисти».

Евгений Спирин / «Бабель»

Одесский журналист Григорий Козьма рассказывает о последнем нападении на политика Олега Михайлика, которого прямо возле дома расстреляли в упор из пистолета.

«Я уже попрощался с ним, но, к счастью, он жив. Он выздоровеет. Буквально недавно он сказал, что будет баллотироваться в мэры Одессы. Его вес в политике — 2 килограмма, но это не помешало заказать его убийство. После нападения на меня я носил бронежилет. Но теперь мне стыдно его надевать. В первую очередь, перед Олегом и его семьей. Нас там просто убивают».

Татьяна Печончик рассказывает об убитом активисте Николае Бычке, который критиковал действия поселкового совета Эсхар в Харьковской области. Его повесили, а вещественные доказательства из полиции исчезли, кто-то даже пытался сжечь дерево, на котором нашли Николая.

«Хочу попросить вас: помните, что в Киеве легче. Там, в районах и регионах, значительно сложнее бороться с произволом и коррупцией. Помните о тех, кто там».

Приносят баллоны с краской и трафареты. Люди рисуют на асфальте лицо Порошенко с закрытым ртом и надписи «Кто заказал Катю Гандзюк».

«Бабель»

Чем закончилось

В единственном кафе, что оказалось на перекрытой улице, очередь в туалет. В очереди «Нацдружины» и люди в штатском. Один говорит:

— Что это происходит? Вышли за горячую воду?

Другой отвечает: «Я не знаю, но я против антикоррупционеров».

На улице курят двое парней.

— Там Порошенко уже говорит, что «очень обеспокоен»

— Вечно он «обеспокоен». Лучше бы сделали что-то и нашли заказчиков.

К микрофону вышел Маси Найем. Он коротко пересказал всю историю нападения на Гандзюк и объяснил, что не так сделала полиция, точнее, чего полицейские вообще не сделали.

В толпе много людей с плакатами. На них надписи: «Порошенко — главный молчун», «Молчаливый президент», «Кто нас заказал». Некоторые люди возмущаются: «Почему вы пришли к Порошенко, когда его вообще в стране нет? Надо к министру Авакову идти».

«Бабель»

Со сцены кричат: «Внимание, через 20 минут от отеля «Национальный» отправляется колонна «Автомайдана». Поедем в гости к Авакову. Вы можете идти туда, но через час все вернутся. Напомним, акция продолжается до трех утра».

Часть людей идет в сторону отеля. Модератор говорит: «Вы уже устали от всех этих спикеров, поэтому мы хотим рассказать о первой помощи».

Кто-то говорит: «О, начались конкурсы».

Становится прохладно, люди понемногу расходятся по домам. Возле «Национального» собирается толпа, ждут, пока приедет несколько авто с представителями «Автомайдана».

Колонна отправляется в сторону «Крепости», именно там по версии журналистов живет министр внутренних дел Аваков. К нему едут где-то 15 машин, с членами «С14» и «Автомайдана».

Возле крепости зажигают файеры и рисуют на заборе трафаретные надписи «Кто заказал Гандзюк». Ни охрана, ни полиция не мешали. Но из дома тоже никто не вышел.

На Банковой разобрали все палатки, «Нацдружины» исчезли, полиция сняла кордон, осталось несколько человек, чтобы собрать экран. В полночь улица вновь стала пустой.