Театральная лаборатория при «Мистецьком арсенале» выпустила спектакль по пьесе легендарного британского драматурга. Что получилось?

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:
Театральная лаборатория при «Мистецьком арсенале» выпустила спектакль по пьесе легендарного британского драматурга. Что получилось?

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

Жена бывшего министра финансов Александра Данилюка, Ольга Данилюк, курирует театральную лабораторию при «Мистецьком арсенале», которая уже выпустила две постановки. В обеих Ольга была режиссером. В прошлые выходные здесь состоялась премьера спектакля «Заложники» по пьесе британского драматурга Дэвида Эдгара. 6, 7 и 8 октября прошли три премьерных и пока единственных показа, а дальнейшая судьба постановки — неизвестна.

Оригинальный текст был написан в 1994 году, сейчас его впервые перевели на украинский язык, чтобы показать как независимую театральную постановку. За основу взята вторая часть трилогии Дэвида Эдгара о жизни в странах соцлагеря после падения коммунистического режима.

Для украинского зрителя Ольге Данилюк пришлось интерпретировать пьесу: упросить и адаптировать ее по ритму. Неназванная балканская страна, о которой идет речь в оригинальном тексте, в местной постановке напоминает современную Украину. Впервые режиссер прочла пьесу начала 90-х пару лет назад, но материал все равно показался ей актуальным. «Текст описывает социальные изменения, которые сегодня происходят в нашей стране, и доказывает, что мы не так оригинальны, как хотели бы думать», — говорит Ольга.

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

В заброшенном храме случайно находят фреску, за которую тут же начинают бороться между собой католические и православные священники, националисты, искусствоведы и чиновники. Если фреска окажется подлинной, то, получается, Ренессанс начался не с капеллы Скровеньи в итальянской Падуе, расписанной Джотто ди Бондоне, а несколькими десятилетиями ранее на отшибе Европы. В первом действии герои пытаются понять, где фреске будет лучше: в художественном музее — там ее смогут изучать искусствоведы и видеть зрители, или здесь, в храме. Во втором — на церковь нападают террористы, и все, включая фреску, оказываются в заложниках.

Дэвид Эдгар знал о планах театральной лаборатории поставить его пьесу, приезжал на открытые читки в «Мистецьком арсенале» и даже бесплатно передал права на постановку. Ольга рассказывает, что у театральной лаборатории пока нет ресурса, который есть в обычном театре. Не хватает техперсонала, приходится самой искать и даже таскать реквизит. Хотя обычно, говорит она, режиссеры этим не занимаются.

Драматург Дэвид Эдгар во время открытой читки своей пьесы в Малой галерее «Мистецького арсенала», октябрь 2017

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

«Мистецький арсенал» — не совсем театральная площадка, а зрители здесь сидят на обычных офисных стульях, к тому же местами подводит акустика. Труппу пришлось собирать из студентов Университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Какую-то часть актеров добирали из ТЮЗа, Даха, Дикого театра и Театра русской драмы. Состав по ходу репетиций несколько раз меняли из-за несовпадений в графиках актеров.

«Нас финансировал «Мистецький арсенал» и некоторые доноры. В Украине сложно делать независимые театральные проекты, тем более с труппой в двадцать человек. Мы готовились с прошлого года, репетировали с лета, и хорошо, что к октябрю наконец-то смогли выпустить спектакль».

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

Дэвид Эдгар написал больше восьмидесяти пьес, они ставились на сцене Королевского Шекспировского театра и Королевского национального театра. Сейчас Эдгар тесно сотрудничает с Королевский Шекспировской театральной компанией — крупнейшей в Британии. До Украины «Заложников» уже ставили в Британии, США, Австралии, странах Скандинавии, Восточной и Западной Европе. Пьеса завоевала британскую театральную премию The Evening Standard Theatre Awards.

Театральный критик Ирина Чужинова говорит, что постановку нельзя назвать удачной, хотя ей понятен посыл режиссера: «Пока мы не найдем себя, то любой, кто к нам придет, может заявить право на нас». Она считает, что пьеса не была готова к тому, чтобы быть поставленной в «нетеатральном» пространстве — «Мистецьком арсенале». «Заложники» — пример реалистичного бытового театра, который зачем-то поместили в неадаптированное пространство.

«Я чувствую, что Ольга Данилюк видит и понимает ту ситуацию, в которой Украина оказалась сегодня, но жанрово и эстетически передать этого не может. Режиссер пытается показать нам условный «Код да Винчи» на театральной сцене, и ей кажется, что нас должно цеплять. Проблема Ольги Данилюк заключается в том, что она знает, каким должен быть театр, но, скорее всего, не имеет возможности его создать».