159 дней до выборов президента. Петр Порошенко вернулся к стратегии Пола Манафорта — делать ставку на Западную Украину

Автор:
Maria Zhartovska
Дата:

В 2014 году будущий президент Петр Порошенко отказался от услуг американского политтехнолога Пола Манафорта. Манафорт предлагал ему во время предвыборной кампании сделать ставку только на избирателей Западной Украины. В августе этого года США осудили Пола Манафорта за уклонение от уплаты налогов, махинации с банковскими активами и соучастие в отмывании денег. За полгода до выборов президент Петр Порошенко, растеряв рейтинг, вернулся к рекомендациям Манафорта. Они должны ослабить его главного конкурента — Юлию Тимошенко.

В мае 2018-го Петр Порошенко почти определился с ключевыми тезисами своей предвыборной кампании: безопасность юго-востока Украины и реинтеграция Донбасса. Через три месяца концепция резко изменилась. В августе на улицах крупных городов появились первые бигборды с изображением памятника князю Владимиру и лозунгом: «Армія! Мова! Віра! Ми йдемо своїм шляхом!». «Это — формула современной украинской идентичности. Армия защищает нашу землю. Язык защищает наше сердце. Церковь защищает нашу душу», — объяснил президент.

На самом деле новая стратегия Порошенко намного шире. Фактически она повторяет ту, что в 2014-м ему предлагал американский политконсультант Пол Манафорт. Ее суть — не тратить силы на исторически нелояльных к Порошенко избирателей востока Украины и оставить их конкурентам, а сосредоточиться на западной части Украины. Четыре года назад будущий президент от этой идеи отказался, сделав ставку на объединение страны.

Главные темы кампании, по словам источника theБабеля в предвыборном штабе Порошенко, близки и понятны проевропейской части избирателей: Единая поместная церковь, декоммунизация, безвизовый режим.

«К концу года мы получим Томос [про автокефалию]. Дальше будем говорить о безопасности. В декабре или январе можем проголосовать за то, чтобы закрепить евроинтеграционный и евроатлантический курс Украины в Конституции, будет красиво», — рассказывает он.

Конечная цель этой стратегии — мобилизовать избирателей на западе и в центре Украины, где высокий рейтинг имеет главный конкурент президента — Юлия Тимошенко.

Пока ее популярность выше не только по всем обнародованным соцопросам, но и по внутренней закрытой социологии штаба Порошенко. По этим данным, рассказывает еще один источник — близкий соратник президента, который тоже входит в избирательный штаб, половина опрошенных ни при каких условиях не готовы голосовать за Порошенко. За Тимошенко не готовы голосовать только четверть опрошенных. Чтобы, по стратегии Манафорта, «оттеснить» ее на восток, политтехнолог и член «ситуативной комнаты» Виктор Уколов постоянно напоминает в медиа об истории хороших отношений Тимошенко и президента России Владимира Путина.

Для избирателей востока страны оставят стратегию «перерезания ленточек». Она должна была показать Порошенко как крепкого хозяйственника, но в штабе признают, что получилось не очень эффективно. «На некоторые объекты, которые открывает Порошенко, не каждый глава облгосадминистрации выехал бы, поэтому будем работать над масштабом», — говорит близкий соратник президента, который входит в избирательный штаб.