Белобоков минировал танкоопасное направление с помощью набора с гранатой РГД-5. Что еще рассказали на закрытой встрече команды «Игр непокоренных» — репортаж theБабеля

Авторы:
Евгений Спирин, Gleb Gusev, Serhii Pyvovarov
Дата:
Белобоков минировал танкоопасное направление с помощью набора с гранатой РГД-5. Что еще рассказали на закрытой встрече команды «Игр непокоренных» — репортаж theБабеля

InvictusGamesTeamUkraine / Flickr

В субботу, 3 ноября, в одном из административных корпусов Министерства обороны в Киеве прошла закрытая встреча для участников сборной «Игр непокоренных». Цель встречи — убедить сомневающихся членов команды в том, что Александр Белобоков получил боевое ранение. На встрече присутствовал человек, представившийся его командиром. По словам командира, 25 мая 2014 года Белобоков в составе его группы минировал танкоопасное направление с помощью «набора слепого минирования», куда входит граната РГД-5. Один из участников встречи пересказал theБабелю ее содержание на условиях анонимности.

Встреча началась около десяти утра и длилась больше двух часов. На нее приехали члены украинской команды «Игр непокоренных» нынешнего и прошлого годов, представитель министерства, волонтер Мария Подыбайло, сам Александр Белобоков, человек, который представился его командиром, и координатор команды Оксана Горбач.

Координатор команды Оксана Горбач рассказала theБабелю, что она полностью уверена в честности Александра Белобокова. Она знает, что в его истории есть несколько сомнительных эпизодов: справка от Украинской добровольческой армии, в которой Белобоков не воевал; характер ранения, описанный в истории болезни; то обстоятельство, что Белобоков ездил на операцию и перевязки в Донецк. Горбач говорит, что всему этому есть объяснение, но не может раскрывать детали из-за секретности. Она просит все стороны конфликта дождаться официальной пресс-конференции.

По итогам закрытой встречи семеро ее участников опубликовали в Facebook одинаковые заявления. «Мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы узнать правду», — пишут они. Однозначного подтверждения они не увидели: «Не была дана информация, которая бы могла однозначно подтвердить участие Белобокова в боевых действиях. Мы имеем слова одной стороны против слов другой стороны». Они предложили Александру Белобокову пройти тест на полиграфе, тот согласился. theБабель поговорил с одним из участников встречи на условиях анонимности и пересказывает ее содержание с его слов.

Вот что на условиях анонимности рассказывает участник встречи с украинской сборной. На встрече собрали всех, кто колеблется и не может решить: Белобоков — настоящий ветеран или нет. В 10 утра участникам раздали бумаги — подписку о неразглашении содержания встречи. «В бумагах было написано: бессрочно. Были люди, готовые подписаться. Мол, если мы ничего не подпишем, то нам ничего и не расскажут. Решали, подписывать или нет, минут 10. В итоге никто не подписал».

Человек, который представился сотрудником Главного управления разведки и командиром Александра Белобокова [по данным theБабеля, его зовут Сергей Ахбаш], рассказал свою версия ранения спортсмена. По словам командира, он познакомился с Белобоковым в апреле 2014 года, в Мариуполе. В городе не было людей, которые подошли бы для спецопераций, поэтому начали тренировать Александра. Готовили его на конспиративной квартире, полтора месяца, с перерывами. 25 мая 2014 года Белобоков отправился на первое задание, целью которого было «минирование танкоопасного направления». Задание было «учебно-боевым» или «тренировочно-боевым», с Белобоковым на него пошли 5 человек.

Белобоков «устанавливал набор слепого минирования, в котором при взрыве осколки уходят в землю». Командир описал его как ящик, внутри которого находится граната РГД-5: в ящик нужно засунуть руку и вырвать чеку; сверху на ящике стальная пластина, поэтому осколки уходят вниз.

После ранения Белобокова эвакуировали по морю — двадцать минут его везли на катере до машины, которая ждала у поселка Ялта. Оттуда его жена, Татьяна Белобокова, повезла мужа в городскую больницу N9. Сам Белобоков рассказал, что перед заданием, утром 25 мая, он отвез жену на пляж в район села Мелекино. Оттуда он отправился на задание, где и был ранен. [Это расходится с рассказом самой Татьяны Белобоковой: она говорит, что с 23 мая отдыхала с матерью в пансионате на Белосарайской косе.]

На встрече Белобокова попросили описать, из каких частей состоит граната РГД-5, — он не смог ответить. После этого «Александру дали лист бумаги и ручку и попросили нарисовать гранату РГД-5. Он 15 минут крутил ручку, лист, начинал рисовать. В итоге бросил ручку и сказал: “Вы тут все собрались на меня нападать?”»

Версии произошедшего и география событий 25 мая 2014 в истории Александра Белобокова.

За день до закрытой встречи Татьяна Белобокова, жена Александра Белобокова, выступила на пресс-конференции в Мариуполе, где тоже описала подробности ранения. Она рассказывает, что с 23 мая 2014 года находилась со своей матерью в пансионате на Белосарайской косе. Александр собирался приехать к ним через два дня, сказав, что «занят по работе». Во второй половине дня 25 мая Сергей Ахбаш позвонил Татьяне и попросил ее найти врача. «У Саши разорваны руки — так он сказал». При каких обстоятельствах и где это произошло, Ахбаш ей не сказал.

Сначала Татьяна, обзвонив знакомых, нашла врача в Запорожье и собиралась везти Александра туда. Затем она поехала на машине на трассу в район выезда из поселка Ялта, который находится на расстоянии около 30 км от Мариуполя. Там к ней подъехала машина, за рулем который был незнакомый ей мужчина в черной футболке и камуфляжных шортах. «Я не знаю, военный он или нет. Я не видела никаких знаков различия». Ахбаша в машине не было.

На заднем сиденье находился Александр. «Он был весь в крови, одна его рука висела на тонкой шкурочке. У него все руки были разорваны, было видно кости, артерии». Его предплечья были перетянуты импровизированными жгутами, он периодически терял сознание. Мужчина, который привез Александра, сказал, что в таком состоянии они его до Запорожья не довезут.

Затем они вытащили Александра из машины, и Татьяна по телефону вызвала скорую помощь из поселка Ялта. «Мне позвонил знакомый и дал номер врача в Мариуполе — Александра Савича, который может помочь». Татьяна позвонила Савичу, который был дома, и договорилась, что она заедет за ним и отвезет в больницу.

Когда приехала скорая, Александра перенесли туда и повезли в больницу в Мариуполь. Татьяна поехала к Савичу, чтобы забрать его из дома. «Он оперировал Сашу долго, часов 6—7, уже ночь была». По ее словам, от звонка Ахбаша до начала операции прошло около двух часов.

Татьяна рассказала, что это она придумала про травму от винтов катера, поскольку ей «сказали ничего никому не рассказывать», а Александр был без сознания. «Сначала сказала врачу, что было ДТП, но он не поверил. Тогда я рассказала про катер в Мелекино, что ему руки винтом перерубило».