19 дней до выборов. Как устроена система агитации за Тимошенко, которую СБУ называет «предвыборной пирамидой»

Автор:
Maria Zhartovska
Дата:
19 дней до выборов. Как устроена система агитации за Тимошенко, которую СБУ называет «предвыборной пирамидой»

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

21 февраля Служба безопасности заявила о разоблачении «предвыборной пирамиды». Речь шла о системе неформальных штабов, которые планировали скупать голоса избирателей на президентских выборах в пользу одного из кандидатов. Как доказательство генпрокурор Юрий Луценко опубликовал фото договора партии «Батьківщина» со «старшим избирательного участка» (на украинском — СВД) и суммы выплат последним за агитацию в пользу партии. Куратором этой схемы Луценко назвал замглавы политсилы Валерия Дубиля. В распоряжение theБабеля попали правила и методология работы участников «пирамиды». Эти документы как доказательство в деле рассматривают в одном из силовых ведомств. А волонтеров в них называют так же, как и в опубликованном Луценко документе, — СВД. Но название политсилы в бумагах не указано, и о прямой скупке голосов речь не идет. В партии «Батьківщина» нам сообщили, что о таких методичках не знают, но аббревиатуру СВД используют.

В распоряжении theБабеля оказались документы, которые касаются «второго этапа проекта» [в чем заключался первый — нам неизвестно]. Реализовать его должны были несколько групп специалистов разного уровня. Анкетирование и соцопросы отдали волонтерам. Их работу контролировали орговики и полевые технологи [ПТ]. Последние, вместе с руководителем штаба, решали вопросы «финансовой мотивации».

Всего на втором этапе было три ключевых шага: составить паспорт участковой избирательной комиссии [речь шла о сборе актуальных данных об участках, где работали волонтеры, а не о членах реальной комиссии], провести анкетирование избирателей на каждом участке и выявить потенциальных агитаторов. Детальнее о каждом шаге — ниже.

Паспортизация

Суть паспортизации заключалась в уточнении адресов и личных данных избирателей на каждом из участков. Делать это правильно волонтеров учили орговики. Они же ежедневно контролировали процесс и согласовывали с начальником штаба и полевым технологом «финансовую мотивацию» волонтера. На паспортизацию последним давали семь дней.

Анкетирование

На этом этапе орговики проводили с волонтерами тренинги и ролевые игры. Там, в присутствии полевого технолога или начальника штаба, волонтеры учились правильно общаться с домовладельцами. Затем орговики согласовывали финансовую мотивацию волонтеров и отправляли их на маршруты по участкам с бланками анкет. Главная задача волонтеров — по результатам анкетирования выявить потенциальных агитаторов. С этой работой они должны были справиться за 21 день, сдать все анкеты и получить оценку своей работы от орговика и полевого технолога.

Кандидаты в агитаторы

На последнем этапе волонтер составлял список потенциальных агитаторов. Его достоверность проверял орговик — путем прозвона и личных встреч. Остальные собранные волонтером анкеты проверял колл-центр. После этого и согласований с руководителем штаба и полевым технологом волонтер получал мотивацию.

Инструкция для волонтера-социолога и работа с анкетой

Отдельный раздел в документе — инструкция для волонтера. В ней есть алгоритм подомового социологического опроса и список вещей, без которых волонтер не может начать работу: социологическая анкета, контрольный лист волонтера, маршрутный лист, карта маршрута, бейдж и ручка. Волонтеру рекомендуют быть доброжелательным, задавать вопросы, на которые собеседник не сможет ответить «нет», и избегать конфликтов.

В анкете волонтер должен указать все персональные данные собеседника: ФИО, мобильный телефон и адрес. Без них документ считается недействительным.