Запорожский суд оправдал блогера Павла Волкова, которого обвиняли в сепаратизме. Суд не смог доказать существование «комитета социальных коммуникаций ДНР», в котором Волков якобы работал

Автор:
Тома Балаева
Дата:
Запорожский суд оправдал блогера Павла Волкова, которого обвиняли в сепаратизме. Суд не смог доказать существование «комитета социальных коммуникаций ДНР», в котором Волков якобы работал

Facebook / Free Pavel Volkov - blogger and writer - political prisoner of Ukraine

На днях Шевченковский районный суд Запорожья оправдал местного блогера Павла Волкова, которого обвиняли в сепаратизме. Его задержали 27 сентября 2017 года и вынесли подозрение по статье 110 Уголовного кодекса Украины (посягательство на территориальную целостность Украины). Примерно год Волков провел в СИЗО, потом меру пресечения изменили на домашний арест. Сейчас суд не нашел в действиях Волкова состава преступления и оправдал его.

Волкова задержали сотрудники Службы безопасности Украины — они же и проводили обыск у него в квартире. На следующий день после задержания, 28 сентября, силовики сообщили, что блогер в 2014—2016 годах работал в так называемом «комитете социальных коммуникаций ДНР». Он размещал на пророссийских ресурсах «материалы с призывами к подрыву территориальной целостности Украины и разжиганию межнациональной вражды». А задания Волков якобы получал от российских кураторов. Одним из таких заданий, по версии СБУ, было организовать в Запорожье антиукраинскую информационную кампанию.

В декабре 2016 года хакеры из группы Invisible Front взломали электронную почту главного редактора одесского сайта «Инфоцентр» Артема Бузилы. Там было письмо от Волкова. Он писал, что планирует бюджет для нового запорожского сайта zp.today. Среди задач издания блогер называл «смягчение антидонбасских и антироссийских настроений в обществе» и «выстраивание региональной социокультурной идентичности жителей Запорожского региона с целью разрушения русофобского конструкта под названием «украинская нация» и последующей пересборки дружественного России государства на основе нового общественного договора».

Кроме того, Волков публиковал на сайтах пророссийских СМИ (таких, как «Конт») материалы, где называл киевскую власть «фашистской», утверждал, что на Донбассе идет гражданская война, называл Петра Порошенко, Александра Турчинова и Арсена Авакова «нацистскими упырями».

Запорожский журналист Сергей Сидоров, который следил за делом Волкова, рассказал theБабелю, что СБУ заинтересовалась блогером более чем за полгода до задержания — вскоре после появившейся в открытом доступе переписки с Артемом Бузилой. «Тогда ему предъявляли статьи на «сепарских» сайтах, но инкриминировать четко ничего не могли. Просто держали под колпаком и вызывали на допросы. Он в это время чувствовал себя достаточно свободно, смог даже съездить к отцу в Израиль», — говорит Сидоров.

Сам Волков в разговоре с theБабелем рассказал, что «отношения с СБУ» у него были с конца 2014 года, после участия в акциях Антимайдана. После разгона запорожского Майдана 26 января 2014 года в интернете появился его монолог «Исповедь титушки: Мы отстояли Запорожье!», в котором Волков рассказывал о недавних событиях возле Запорожской обладминистрации. Тогда Янукович уже сбежал из страны. В обладминистрации оставался его ставленник — тогдашний губернатор Запорожской области Александр Пеклушенко, здание заняли люди в балаклавах, а майдановцы пытались прорваться внутрь. В своем монологе Волков называет тех, кто не пускал майдановцев в ОГА, «людьми, пришедшими защитить родной край от фашистской нечисти».

«Я участвовал в санкционированных митингах Антимайдана, защищал от погромов памятники и облгосадминистрацию, когда ее пытались штурмовать», — рассказал Волков о своих занятиях во время Евромайдана. Он говорит, что в СБУ его приглашали «побеседовать, говорили не делать ничего плохого».

Свои взгляды Волков называет антивоенными. «Нужно достичь мира любой ценой. В статьях я писал о том, что стороны не выполняют Минские соглашения. Кому-то это не понравилось», — говорит Волков. Он отрицает свою работу в «комитете социальных коммуникаций ДНР». «Суд не нашел даже доказательств существования такого комитета, и уж тем более — того, что я устраивался туда на работу и выполнял задания. Это неправда», — говорит Волков. При этом «комитет социальных коммуникаций» действительно существует — он значится в списке органов «Народного совета ДНР», у комитета есть страницы в соцсетях, а на сайте «Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» говорится, что в комитете работают ее выпускники.

После ареста Волкову сначала инкриминировали статью 110, часть 3 УК. Позже дело переквалифицировали на вторую часть 110-й статьи — те же действия, но совершенные группой лиц. Про гибель людей в этой части ничего не говорится. Сергей Сидоров считает, что изначально по делу Волкова плохо провели экспертизу и собрали доказательства. «Ему приписывали, что он ездил в Россию получать указания по дестабилизации ситуации в Украине. Можно было дождаться его реальных шагов по дестабилизации — организации акций, выдачи каких-то указаний, и использовать их как доказательство», — говорит Сидоров.

Адвокат Волкова Владимир Ляпин рассказал, что экспертизы не нашли в текстах блогера призывов к территориальным изменениям. «В одном из пунктов обвинения говорилось, что в своей статье Волков написал: «Крым находится в составе России, согласно Конституции РФ. Но ведь по Конституции России это так и есть», — говорит Ляпин. Он рассказал, что суд признал недопустимыми доказательства, которые были получены во время обысков в день задержания, потому что «обыски проводили до официального задержания и без адвоката».

До 27 апреля сторона обвинения подаст апелляцию на приговор. Волков надеется, что ее не удовлетворят, и собирается заниматься в Украине «защитой политзаключенных». «Об украинских политзаключенных в России пишут СМИ, ими занимается уполномоченный президента по правам человека, а оппозиционных политзаключенных внутри Украины — таких, как я — никто не замечает», — говорит Волков.

Сергей Сидоров считает, что блогера «сделают вторым Коцабой, который будет ездить по международным конференциям и рассказывать, как в Украине не соблюдают свободу слова, а хунта ущемляет невинных».