«Украинское искусство не уступает западному. Но мы привыкли считать его вторичным». Искусствовед Ольга Балашова рассказывает, как смотреть постоянную экспозицию художественного музея

Автор:
Тома Балаева
Дата:
«Украинское искусство не уступает западному. Но мы привыкли считать его вторичным». Искусствовед Ольга Балашова рассказывает, как смотреть постоянную экспозицию художественного музея

Олег Переверзев / «Бабель»

Национальный художественный музей Украины (НХМУ или NAMU) — один из немногих украинских музеев, который хочет стать современным. В марте здесь прошла первая в Украине выставка, посвященная моде — ретроспектива парижского дома моды Chloé. С января по март проходила выставка «Флориан Юрьев. MODUS COLORIS SINTEZ», посвященная автору проекта «Тарелка» возле метро «Лыбидская» в Киеве. Чтобы попасть сюда, люди стояли в очередях за билетами. В НХМУ также есть постоянная экспозиция, посвященная истории украинского изобразительного искусства. Часть второго этажа, где экспонируются произведения ХХ века, сейчас закрыта на ремонт и откроется в конце 2019 года. Первый этаж, где можно проследить, как развивалось украинское искусство с ХІ по ХІХ век, открыт для посетителей. theБабель прошелся по музею вместе с заместительницей генерального директора NAMU Ольгой Балашовой и узнал, как смотреть экспозицию так, чтобы понять об искусстве хоть что-нибудь.

Иконы (ХІІ—ХVI век)

История европейского искусства начинается с античности (Греция и Рим), затем идет Средневековье, что включает в себя византийскую традицию. Далее — эпоха Возрождения, потом барокко, Просвещение, искусство ХХ века. Мы говорим об украинском искусстве с момента принятия христианства в 988 году. До этого здесь жили другие сообщества – трипольцы, скифы. С ними у нас нет непосредственной связи — но она есть с византийской христианской культурой, которая продолжает античную.

Экспозиция НХМУ начинается с иконы «Святой Георгий в житии», это византийская икона примерно XII века. Образ Георгия меняется в разные эпохи, но на этой иконе он выглядит тем, кем и был на самом деле — римским воином. В клеймах изображены сцены мученичества и чудес, которые он сделал. Например, первая сцена допроса — Георгия пытали, чтобы он отрекся от христианской веры, но он этого не сделал.

Икона «Святой Георгий в житии»

Олег Переверзев / «Бабель»

Главное, что говорит в этой иконе о связи с Римской империей, — Георгий выглядит как типичная античная статуя. Он стоит в характерной позе — опираясь на одну ногу. Это изобретение античности, поза называется хиазм или контрапост. Благодаря ей, мы воспринимаем скульптуру как нечто потенциально подвижное.

В ХV веке образ Святого Георгия уже другой. На иконе «Чудо Святого Георгия о змие» видим, как готические влияния Западной Европы обновили визуальный язык украинской православной иконы.

Икона «Чудо Святого Георгия о змие»

Олег Переверзев / «Бабель»

Георгий — куртуазный рыцарь на белом коне, у него есть принцесса, ради которой он сражается со змеем и побеждает его. Все это происходит на фоне средневекового замка. Георгий здесь — герой своего времени, победитель на белом коне. Но есть и религиозный аспект: в борьбе со змеем ему помогает ангел.

На иконе «Уверования Фомы» конца ХVI века уже видим влияние Ренессанса. Одно из изобретений этой эпохи — прямая перспектива (когда все линии сходятся на горизонте). Она используется, чтобы передать объем в пространстве.

«Уверования Фомы»

Олег Переверзев / «Бабель»

Различные жанры в украинском искусстве появляются не сразу. Например, пейзаж появился в конце XVI века. На иконе «Воскресение Троицы Ветхозаветной» видим Христа на фоне елей.

«Воскресение Троицы Ветхозаветной»

Олег Переверзев / «Бабель»

Художник не знал, как выглядели и пустыня, и пещера, где воскрес Христос. Он представлял это и заимствовал образы из того, что видел в жизни.

Украинское барокко (XVII—XVIII век)

Казацкое барокко — фактически первое не заимствованное, аутентичное украинское явление. В XVII веке часть украинских земель входила в состав Речи Посполитой, где уже сложилась католическая традиция. Казаки защищали православие, но они понимали, что нужно перенимать инновации, обновлять культуру. Поэтому украинское барокко — это гибрид, западная барочная форма и православный смысл.

На иконе «Распятие с портретом казака (Леонтия Свечки?)» конца XVII века видно, что с украинской ментальностью эпоха барокко сделала то же, что Ренессанс с итальянцами, — поместила человека на один уровень с богом.

Икона «Распятие с портретом казака (Леонтия Свечки?)»

Олег Переверзев / «Бабель»

В это время появилось осознание, что человек способен творить историю. Визуально в иконе это выражается так: простой казак находится на одном уровне со святыми, он одного роста с Иисусом. Единственная разница — казак изображен на фоне реального пейзажа, а святые — на золотом фоне. Золотой фон, орнаменты, контрастные цвета, фестивальность и праздничность — характерные черты украинского барокко.

Параллельно существовало наивное народное искусство. Посмотрите на часть иконостаса из церкви Святой Параскевы в селе Космач на Гуцульщине. Это 1735 год. Тогда народные художники подражали профессиональным иконописцам и создавали уникальные образы, где Христос, например, как здесь, похож на закарпатского вуйка.

Часть иконостаса из церкви Святой Параскевы в селе Космач на Гуцульщине

Олег Переверзев / «Бабель»

В эпоху барокко появился портрет. Сначала портреты писали иконописцы, поэтому люди на них выглядят так, будто сошли с иконы. В XVII—XVIII веке художники писали большие портреты людей, которые пожертвовали деньги на храмы, а потом эти портреты размещали в церквях.

Когда в 1775 году Екатерина II лишила Украину автономии, в народном искусстве родился новый герой — казак Мамай.

Олег Переверзев / «Бабель»

В XIX веке его изображение было в каждом доме. У Мамая есть только лошадь, люлька и бандура. Это воплощение утопического стремления к свободе.

Искусство XIX века

В 1757 году в Петербурге открыли Императорскую академию художеств, поэтому канон изменился и в украинском искусстве. Раньше мы видели на картинах и иконах знак, направлявший нас к религиозному и историческому контекстам. Теперь то, что мы видим — это то, что хотел сказать художник. Появилась натуралистичность изображения. На «Портрете пожилой крестьянки» Афанасия Рокачевского 1860 года мы почти видим, как пульсирует кровь в жилах женщины. Рядом — портрет дочери художника. Это молодая девушка с тревожным взглядом. Ее портрет точно передает образ человека своего возраста и характера.

«Портрет пожилой крестьянки» Афанасия Рокачевского

Олег Переверзев / «Бабель»

До XIX века все европейцы искали свои корни в античности. В XIX веке, в эпоху романтизма все изменилось, европейцы стали искать свою национальную культуру. Они заинтересовались готикой, мы — народной культурой. Оказалось, что в украинских селах люди до сих пор жили, как в XVI—XVII веке, их быт и одежда почти не изменились. Все это привлекало русских художников, они поехали сюда рисовать идиллические пейзажи, обычных прекрасных людей в красивых позах. Фактически все эти картины постановочные, потому что художники писали их в мастерских, а не на природе, и это чувствуется. Но их целью было увидеть аутентичность.

Лишь в XIX веке у художников появилась возможность писать на улице. До этого просто не было переносных тюбиков с краской. Так возникла пленерная живопись. Художники стали изображать оттенки цветов в зависимости от того, как падает свет.

Один из примеров такого искусства — картина «Гуси» Кириака Костанди 1913 года.

Картина «Гуси» Кириака Костанди

Олег Переверзев / «Бабель»

Это вечерний пейзаж, но на нем вообще нет черного цвета. Вблизи изображение гусей в свете заходящего солнца оказывается сине-фиолетовым. Но если отойти подальше, они выглядят почти такими, как в жизни.

С последней трети ХІХ века до 1923 года в России существовало Товарищество передвижных художественных выставок (передвижники). Их интересовала естественность жизни. Один из участников этого общества — украинец Николай Пимоненко. Его картина «Идиллия» 1908 года — вполне реалистичное искусство с элементами импрессионизма. Очень точно передан жаркий солнечный день, разгоряченный воздух, много света. Посмотрите на листья. С расстояния они кажутся настоящими, но если подойти близко, оказывается, что это просто мазки.

Картина «Идиллия»

Олег Переверзев / «Бабель»

Последний зал на первом этаже НХМУ посвящен пейзажу XIX — начала ХХ века. Он менялся от академической попытки изобразить природу до попытки передать свое ощущение от нее. Смотришь на «Двор весной» [Сергея] Светославского, и чувствуешь сырость весеннего воздуха, как хлюпает земля, когда по ней идешь. От взгляда на его «Зимний пейзаж» чувствуешь мороз и слышишь скрип снега.

Картина «Двор весной» (по центру) Сергея Светославского

Олег Переверзев / «Бабель»

Вообще украинское искусство ни в чем не уступает западному. Но мы привыкли считать его вторичным, нас так воспитали. На самом деле, не надо сравнивать искусство разных стран, потому что в каждом случае есть своя логика. Искусство всегда проявляет и показывает обстоятельства, в которых существуют люди каждой эпохи. Оно отражает смыслы, присущие людям того времени. Для нас это способ прикоснуться к прошлому и понять его.

Олег Переверзев