За приговоры топ-коррупционерам теперь отвечает глава Антикоррупционного суда Елена Танасевич. Кто она, откуда пришла и что дальше. Большой фичер

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
За приговоры топ-коррупционерам теперь отвечает глава Антикоррупционного суда Елена Танасевич. Кто она, откуда пришла и что дальше. Большой фичер

Юлия Вебер / «Бабель»

В марте 2019 года президент Петр Порошенко назначил главой новосозданного Высшего антикоррупционного суда (ВАС) Елену Танасевич. Когда суд заработает, она и другие судьи будут выносить приговоры по самым громким делам против чиновников-коррупционеров. Несколько лет запуска ВАС ждали два других антикоррупционных ведомства — НАБУ и САП. За это время они успели разругаться и дискредитировать друг друга. Танасевич, как надеются западные доноры и эксперты-антикоррупционеры, покажет, эффективна ли существующая система или ее нужно менять. Главное, чего ждут от суда, который запускает Танасевич, — реальных приговоров топ-коррупционерам. Хватит ли у 37-летней судьи для этого опыта, независимости и воли — рассказывает корреспондент theБабеля Оксана Коваленко. Она нашла друзей, учителей и бывших руководителей Танасевич, разобралась, как та попала в ВАС, кто помог ей на старте и помогает сейчас.

Семья, учеба и работа у будущего министра Швайки

«Я же не телезвезда. И еще ничего не успела сделать, чтобы вы писали такой материал обо мне», — это первое, что сказала Елена на просьбу встретиться и ответить на наши вопросы. Она еще не привыкла к публичности и не любит говорить о себе.

Танасевич родом из Харькова. Она не потомственный судья. Ее отец Виталий Немыкин до пенсии работал оперуполномоченным по особо важным делам. В 2002 году безуспешно пытался попасть в Верховную Раду по мажоритарке. Мама Танасевич — тоже пенсионерка, в прошлом инженер. Сестра Елены — Ольга Малахова — начальник канцелярии Житомирского апелляционного суда. Муж Михаил занимается солнечной энергией. Его фирма «Энергетическая альтернатива» продает солнечные батареи и комплектующие, а компания «Серафим Соллар» производит электроэнергию. У семьи 14 участков земли сельхозназначения в Запорожской области. Их общая стоимость, по оценкам самой Танасевич, около 20 тысяч долларов. Были еще четыре с правом пользования, что указано в ее декларации, но с 2019 года это право больше не используется.

Танасевич решила, что хочет стать юристом, в девятом классе и сразу после школы поступила на юридический факультет Харьковского педуниверситета им. Сковороды. Во время учебы работала юристом в частной компании, которая занималась недвижимостью.

Юлия Вебер / «Бабель»

В 2005 году она окончила вуз, вышла замуж и пришла в небольшую частную юридическую фирму «Зевс». Ее владельцем был будущий депутат от ВО «Свобода» и министр аграрной политики Игорь Швайка. «Мы хорошо сработались. Конфликтов не было. В таком коллективе если не друзьями, то приятелями точно становишься», — говорит Швайка. По его словам, Танасевич — типичный пример женщины, которая сделала себя сама. Придя в компанию, быстро освоилась и стала ценным сотрудником. Она представляла клиентов в судах и занималась практически всеми делами, кроме уголовных.

В 2007 году Елена решила писать кандидатскую, поступила в аспирантуру в родной вуз и за два года успела сдать два кандидатских минимума. Но в 2009 году учебу пришлось на время оставить из-за рождения сына. Позже она задумалась о карьере судьи и ушла из «Зевса».

Судебная практика и опять учеба

Начала Танасевич с должности помощника судьи. Это стандартный старт: помощник изучает дела и помогает судье писать приговоры. Елена прошла конкурс в Апелляционный суд Харьковской области и в мае 2010 года приступила к работе. Первые три месяца была помощником главы суда, а потом — помощником судьи в уголовной палате. Ее подруга, которая тогда тоже работала в Апелляционном суде, судья Ольга Шабас сравнивает появление Танасевич с приходом в класс отличницы. Она задавала высокую планку и подкупала легким характером. Сравнение с отличницей на самом деле не фигуральное: и школу, и институт будущая глава ВАС окончила с медалью и красным дипломом.

Юлия Вебер / «Бабель»

«Лена — перфекционист. Когда вам в жизни встречается такой человек, вы уже ни за что его не отпустите. Она щепетильный, внимательный к деталям профессионал. Вы бы хотели, чтобы такой человек был вашим врачом. А еще она никогда не позволит себе прийти на работу в джинсах», — говорит Шабас. Сама Танасевич вспоминает, что в суде получила важный опыт в уголовной практике и научилась управлять судебным залом.

Когда она работала в Апелляционном суде, изменилось законодательство — для должности судьи понадобилась степень магистра. Танасевич и Шабас отправились в магистратуру Национального университета «Юридическая академия им. Ярослава Мудрого». И хоть это требование быстро отменили, учебу они не бросили.

В это время в Украине прошла очередная судебная реформа — судей начали отбирать на прозрачных конкурсах, с тестами и практическими заданиями. Конкурсы проходили под эгидой USAID. В 2011 году Елена и Ольга, учась в магистратуре, пошли на отбор и прошли все туры конкурса.

«Работа судьи всегда меня привлекала своей сложностью и социальной значимостью, — осторожно и очень взвешенно объясняет свое решение Танасевич. — Когда я почувствовала в себе достаточно сил для вершения правосудия, приняла участие в конкурсе».

По результатам конкурса Елена попала в суд всего в 20 км от Харькова — в поселок Печенеги на берегу Северского Донца. Если в предыдущем суде Танасевич работало около 130 человек, то в этом — не больше пятнадцати и только трое из них были судьями. Суд занимал небольшое одноэтажное здание бывшей школы. Одну его часть построили в позапрошлом веке, пристройку — в середине прошлого. Зимой там было так холодно, что Танасевич под судейскую мантию приходилось надевать теплый спортивный костюм. Глава Печенежского суда Вячеслав Смирнов вспоминает, что с Танасевич было приятно работать — она порядочный человек и грамотно рассматривала дела.

Набравшись судейского опыта, Елена вернулась к кандидатской диссертации. По словам ее научного руководителя — профессора Елены Коваленко, кандидатскую Танасевич писала по трудовому праву о материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный сотруднику. «Некоторым студентам нужен «кнут», а ее наоборот надо было сдерживать», — вспоминает Коваленко. Танасевич успешно защитилась в мае 2018 года.

Юлия Вебер / «Бабель»

Конкурс в ВАС, победа и запуск суда

Еще до защиты она потеряла возможность вести заседания в суде. Причина — судебная реформа. До 2016 года судьи после пятилетнего «испытательного срока» подтверждали свои знания и получали звание бессрочно. Реформой этот пункт отменили, но обязали всех судей проходить квалификационное оценивание. Танасевич тоже стояла в очереди, ее угнетала неопределенность. В это время она и Шабас вместе решили подаваться на конкурс в суд второй инстанции — Апелляционный, но отбор все время откладывали. В августе 2018 года, узнав о конкурсе в Высший антикоррупционный суд, Елена посоветовалась с близкими и решила подаваться туда. Сейчас это свое решение она называет «гражданским долгом».

Конкурс был сложный — кроме практических заданий, претенденты проходили психологический отбор. Танасевич, которая никогда не рассматривала коррупционные дела как судья, набрала максимальные 792 балла. Минимальными проходными были 624.

Восемнадцатого марта Высший совет правосудия рекомендовал президенту назначить Танасевич и еще 37 победителей отбора судьями ВАС. На заседании по этому поводу присутствовали все будущие судьи Антикоррупционного суда. Среди них был и адвокат Евгений Крук, который тоже прошел конкурс.

«В тот день Елена, пожав мне руку, представилась и предложила создать общую группу в одном из мессенджеров, чтобы решать оргвопросы со всеми судьями», — вспоминает он.

После назначения всех судей отправили на трехнедельный курс обучения. Им читали лекции, проводили практические занятия. Крук вспоминает: «Танасевич сразу показала, что она — лидер». Она быстро ориентировалась, была уверена в себе, легко общалась с иностранными лекторами на английском. Крук решил побороться за должность замглавы суда, но только если главой станет Танасевич.

Она ею стала, но не сразу, а с третьей попытки. Из 38 судей в итоге ее поддержали 23. На вопрос, вела ли Танасевич какие-то переговоры с судьями перед своим избранием, она не ответила. Сказала только, что «процедура была прозрачной». Крука избрали замом, и теперь они вместе запускают работу суда. Успеть нужно до 5 сентября.

Сейчас у Танасевич много работы — она практически все строит с нуля. Но едва ли не самое главное — помещение суда. От этого во многом зависит запуск ВАС. Пока суд занимает два здания бывшего Печерского суда — на Крещатике и в Крестовом переулке. Танасевич, Крук и их помощники сидят в старом здании на Крещатике. Они вчетвером занимают один небольшой кабинет на третьем этаже. У входа — флипчарт, который Крук купил за свой счет, доска для объявлений и столы помощников. За прозрачными перегородками, разделенными между собой, — Танасевич и Крук. Рядом с рабочим столом Елены из стены торчат гвозди, под ними следы от рамок с дипломами или фото, которые забрали предшественники. Всем сотрудникам на Крещатике места не хватает — их больше 200 человек, а здание столько не вмещает. Другое подходящее по размеру здание, которое еще в ноябре 2018 года суду выделили на улице Кривоноса, до сих пор занято.

Временное или постоянное помещение для суда ищет и рабочая группа в Кабмине. Помочь с этим обещал даже президент, с которым Крук и Танасевич встречались 7 июня. Елена говорит, что одно здание у них на примете есть, но детали не раскрывает — боится, что сорвется.

Юлия Вебер / «Бабель»