Нового заместителя начуправления «К» СБУ обвинили в сотрудничестве с режимом Януковича. Он отвечает на обвинения — блиц theБабелю

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
Нового заместителя начуправления «К» СБУ обвинили в сотрудничестве с режимом Януковича. Он отвечает на обвинения — блиц theБабелю

В пятницу, 28 июня, стало известно, что и. о. председателя СБУ Иван Баканов назначил генерал-майора Анатолия Калюжняка первым заместителем начальника управления «К». Управление «К» — это один из наиболее противоречивых департаментов службы: его сотрудников не раз обвиняли в том, что их стиль жизни не соответствует доходам, а также в давлении на бизнес в угоду политикам. Назначение Калюжняка вызвало шумиху: генерал-майора обвинили в том, что во время Майдана именно он зимой 2014 года подписал план «Бумеранг». Калюжняк уже возглавлял управление «К», когда президентом был Виктор Янукович. Во время Революции достоинства он был начальником Главной инспекции СБУ, после революции — уволился, работал в частном бизнесе. Корреспондент theБабеля Оксана Коваленко попыталась выяснить, почему Баканов выбрал именно Анатолия Калюжняка и насколько обвинения в его адрес соответствуют действительности. К сожалению, Калюжняк не захотел встречаться лично и ответил на наши вопросы письменно.

Кто пригласил вас вернуться в СБУ и когда?

Меня пригласил руководитель СБУ [Иван Баканов], когда после назначения разобрался в нюансах работы подразделения «К», понял, какие изменения нужны.

Думаю, что решение было принято с учетом моего опыта в ГУ «К» на должности заместителя руководителя, и системных результатов работы подразделений под моим руководством в то время.

Какие задачи перед вами поставили?

Служба сейчас реформируется, чтобы приблизиться к стандартам партнерских спецслужб стран-членов НАТО. Больше всего реформа коснется именно направления борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Служба [постепенно отходит] от борьбы с конкретными коррупционными правонарушениями к системному противодействию всем угрозам государственной безопасности, к которым относится и распространение коррупции и организованной преступности. Главная наша задача [...] —искоренить коррупционные механизмы и остановить контрабандные схемы на границе.

Вас назначили заместителем начальника управления «К». Этот отдел часто использовали, чтобы давить на бизнес. Будете ли вы это делать?

При новой команде этого принципиально не будет. Вы можете посмотреть на наши операции за последние недели. Там и рекордные партии контрабандных сигарет, и полицейские, уличенные на взятке в полмиллиона долларов. Интенсивность [работы] только будет расти. Ждите громких новостей в ближайшее время.

Задача руководства очень четкая: искоренить коррупционные схемы, теневой бизнес, контрабанду и вернуть доверие общества к СБУ [...]. Нападки на нашу команду, которые распространяют отдельные СМИ и «эксперты», свидетельствуют о том, что мы находимся на правильном пути [...]. Служба готова к прозрачному сотрудничеству со СМИ, особенно журналистами-расследователями.

В 2015 году вы сами уволились из службы. Почему?

После проведения в службе организационно-штатных изменений я решил попробовать свои силы в частных бизнес-структурах. Это [были] частные компании в сфере безопасности.

Журналисты издания «Слідство.Інфо» писали, что ваша семья владеет тремя квартирами и двумя паркоместами в престижном жилом комплексе на Печерске в Киеве. Как вы это прокомментируете?

Все квартиры были задекларированы во время службы в СБУ. Когда в июне [2019] меня назначали на должность, провели проверку и никаких нарушений не обнаружили.

Почему вы решили вернуться?

После разговоров с Иваном Бакановым я понял, что наши взгляды на реформирование и дальнейшую работу Главка полностью совпадают. Перед нами стоит амбициозная и сложная цель. Мой опыт позволит принять участие в этих процессах и добиться поставленного результата.

Татьяна Козаченко, руководитель ОО «Общественный люстрационный комитет», заявляет, что вы подпадаете под люстрацию, а потому не имеете права занимать эту должность. Я так понимаю, что у вас другая позиция. Объясните ее, пожалуйста.

Другая позиция не у меня, а у украинского законодательства. В 1992 году я окончил курсы Службы нацбезопасности Украины. Мой курс был первый, который закончил обучение при независимой Украине, присягу я давал исключительно украинскому народу. [В период Революции достоинства] я занимал должность руководителя Главной инспекции СБУ. Это подразделение, в соответствии с положениями, не является обособленным. Поэтому должность его руководителя не подпадает под закон о люстрации.

В некоторых СМИ называют вас автором плана «Бумеранг», по которому в 2014 году должны были захватить Дом профсоюзов. Это правда?

Я не только не был автором этого плана, а наоборот — по указанию руководства СБУ выполнял отдельные поручения Генеральной прокуратуры по установлению обстоятельств разработки плана «Бумеранг» и круга причастных к этому. Мы провели служебные расследования о возможной причастности сотрудников спецслужбы к событиям на Майдане. Все материалы переданы в Генпрокуратуру и по ним начаты уголовные производства. У ГПУ не было никаких претензий по поводу необъективности расследования, затягивания выполнения отдельных поручений ГПУ и организации сотрудничества.

Вы участвовали в разработке каких-либо планов в отношении участников Революции достоинства?

Нет.

А как тогда понять «План мероприятий...» по реализации «диктаторских законов 16 января»? Его обнародовал «Левый берег» в 2015 году, на документе стоит ваша подпись от 18 января — как председателя инспекции.

Никакого участия в разработке подобных планов я не принимал. Документ, который вы упомянули, был подготовлен после совещания тогдашнего главы СБУ [Александра Якименко] с оперативными подразделениями по имплементации принятых ВР [«диктаторских»] законов [16 января]. По его поручению, все подразделения представили свои предложения в Главную инспекцию, которая обобщила их в план и передала на подпись руководству службы.

На слушаниях парламента вы говорили, что СБУ задействовала другой план, отличающийся от плана «Бумеранг». В чем было различие? Кто его разработал и кто давал приказы?

[СБУ и ГПУ совместно] был проведен огромный объем процессуальных действий для документирования участия сотрудников СБУ в событиях Майдана. Собрана огромная доказательная база. Больше информации я предоставить не имею права, поскольку следствие находится в Генпрокуратуре.