Мы провели три дня в предвыборном туре с кандидатами от «Слуги народа» и сохранили здравый рассудок — вторая часть большого репортажа

Автор:
Евгений Спирин
Дата:
Мы провели три дня в предвыборном туре с кандидатами от «Слуги народа» и сохранили здравый рассудок — вторая часть большого репортажа

Кандидаты в депутаты от «Слуги народа» делятся на тех, кто идет на выборы по списку партии (списочники), и тех, кто баллотируется по мажоритарным округам (мажоритарщики). И если внушительное количество списочников точно проходят в парламент, то мажоритарщикам никто не может гарантировать победу. Чтобы поддержать своих мажоритарщиков, списочники ездят в предвыборные туры по селам и областным центрам. В один из таких туров — по Западной Украине — отправился корреспондент theБабеля Евгений Спирин вместе с шестью списочниками: Галиной Янченко, Святославом Юрашем, Денисом Монастырским, Марьяном Заблоцким, Александром Мариковским и Степаном Моканом. Вместе с ними он проехал по Тернопольской области, побывал на встрече актива партии, узнал, как отвечать на неудобные вопросы о Медведчуке и Бандере, и вернулся домой в здравом уме.

09:00. Чистилов

Из Луцка в Тернополь автобус довозит за три часа. Команда заезжает на заправку — перекусить хот-догами и выпить кофе. Подобрав по дороге местных мажоритарщиков, все отправляются в село Чистилов, на «Западноукраинскую книжную фабрику» — агитировать ее сотрудников.

Фабрика находится между двумя коровниками, в воздухе пахнет свежим навозом. У входа в цех стоит директор предприятия Артур Карпюк. Он встречает киевских гостей и рассказывает о фабрике. Тут же, на глазах у кандидатов печатаются листовки «Слуги».

По тернопольским округам баллотируются пять мажоритарщиков. Предприниматель Игорь Сопель, атошник и предприниматель Андрей Богданец, Игорь Васильев из «Автомайдана», член Совета предпринимателей при Кабмине Владимир Гевко и Владимир Киселевич, заместитель головы Колодненской территориальной общины, в которую входят несколько десятков сел Тернопольской области. Списочница Галина Янченко отводит мажоритарщиков в сторону и объясняет, как общаться с сотрудниками завода во время агитации:

— Смотрите, основная позиция такая: у партии растут поддержка, доверие и рейтинг. Верховная Рада — прогульщики и саботажники. Мы ведем кампанию на позитиве. Заробитчане — тоже наши люди. Наша цель — объединение.

Сотрудники фабрики вяло стекаются к кандидатам и выстраиваются полукругом. Директор фабрики Карпюк представляет приехавших и обращается к местным:

— Расскажите обо всем, что наболело. Перед вами новые люди, перед вами простые люди.

Кандидаты по очереди рассказывают о Зеленском, его проектах, депутатской неприкосновенности, реформе полиции. Диалог идет вяло, спорить и говорить особо не о чем. Только один парень иронизирует вслух:

— Жить по-новому? Мы уже жили. Опять?

Пора ехать на пивзавод в селе Микулинцы. В автобусе списочник Денис Монастырский рассматривает листовки кандидатов. На второй странице он находит четыре ошибки. Название партии на украинском написано с нулем в конце: «Слуга народу0».

— Сейчас по соцсетям разгонят, и это станет мемом. Скажут, языка не знают, а вопрос языка тут важен.

Он звонит директору типографии, тот объясняет: «Какой макет получил, такой и печатаю». Монастырский вздыхает.

11:00. Село Микулинцы

Делегация полным составом заезжает на пивзавод. Гостей встречает сын владельца и нынешний директор завода Владимир Троян. Во внутреннем дворе стоит стойка с тремя кранами: «Лимонад», «Квас» и «Медовое». Всех делят на две группы, выдают одноразовые халаты и ведут на экскурсию по заводу. Почти полтора часа гости ходят по цехам. В цехах жарко, на улице — тоже. Списочник Святослав Юраш прячется в тень.

— Кажется, я уже могу получить кандидата наук по пивному делу.

Пресс-служба партии «Слуга народа»

В конце экскурсии обе группы возвращаются во внутренний двор пивзавода. Тут стоят несколько пивных палаток, звуковая аппаратура и микрофоны. Как и раньше, выступление начинает Галина Янченко, но не с истории о четырех процентах: она хвалит предприятие и передает слово списочнику Марьяну Заблоцкому:

— Спасибо, меня зовут Марьян, я в списке партии. Возглавляю «Аграрную ассоциацию». Если у вас есть Facebook, вы можете найти там «Клуб любителей пива» — я его основал и очень люблю пиво.

К микрофону выходит мажоритарщик «Слуги» по этому же округу Игорь Сопель. Он рассказывает о том, где родился, и о своей вере в команду президента.

— Мы все получили уникальный шанс. Мы должны выбрать новых депутатов, чтобы жить стало лучше, комфортнее и успешнее. Чего вам всем и желаю. Спасибо! — говорит он.

Люди недовольно гудят.
— Желаю, не желаю, — кричит один из сотрудников. — Ты конкретно говори, в каких сферах, как и что собираешься делать? А то «желаю».
— Во-первых, мы хотим снять депутатскую неприкосновенность, — кандидат мнется. — У нас мало времени, давайте я к вам приеду лично и расскажу. Прямо на завод.
— Конкретнее рассказывай! — кричат из толпы.

Микрофон берет Денис Монастырский и рассказывает о реформе правоохранительной системы. Рабочие все равно недовольны и требуют конкретики:

— Что вы будете делать, ну? В экономике, с коррупцией, с налогами? Давайте про нашу украинскую армию. Про кандидатов [в депутаты], а то скоро Януковича зарегистрируют!

Пресс-служба партии «Слуга народа»

Ситуацию пытается спасти Галина Янченко. Она называет три самых важных для Зеленского темы: коррупция, война на Донбассе и фейковые новости.

— Важно, чтобы людям не врали на телеканалах. То, что вы говорите [о Януковиче], — это полный фейк. ЦВК не может больше никого зарегистрировать. Если вам в уши кто-то вкладывает такое вранье, не верьте им.

После этого она переходит к своей главной теме — депутатам-прогульщикам и кнопкодавам.

— Предлагается три инициативы: ответственность за кнопкодавство, возможность отозвать депутата и снятие неприкосновенности.

Люди в толпе гудят, мажоритарщик спрятался. Андрей, который помогает начальнику штаба организовать тур, пьет квас в тени и рассуждает:

— Тяжело ребятам будет. Народ хочет крови, он ее не получил в 2014-м, не было ощущения справедливости. Если бы сюда приехал действующий депутат, его бы вообще разорвали на куски.

15:00. Тернополь

Назад в Тернополь ехать почти час. На третьи сутки команда заметно устала. Святослав Юраш пытается завязать беседу с товарищами:

— А Ефим Звягильский опять первое заседание [парламента] будет открывать? Наконец-то я с ним познакомлюсь.
— Так он не баллотируется.
— Как? Ушла эпоха.

Монастырский отрывает взгляд от телефона:

— Свят, у тебя будет шанс: тебе двадцать три, можешь попробовать попасть в Раду больше раз, чем Звягильский.

В небольшом конференц-зале в Тернополе всего 20 человек: журналисты, три представителя БДИПЧ и вольные слушатели. За столом, на фоне баннера фирменного зеленого цвета, сидят пять кандидатов-списочников. Начинает по традиции Галина Янченко. Она в который раз повторяет то, о чем говорила последние трое суток: о четырех процентах, высоком доверии к Зеленскому, необходимости создать большую фракцию в Раде. Затем представляет мажоритарщиков по Западной Украине: Игоря Сопеля, Андрея Богданца, Владимира Гевко, Владимира Киселевича и Игоря Васильева.

Пресс-служба партии «Слуга народа»

Переходят к вопросам из зала. Слово просит пожилой мужчина. Пока выступала Янченко, он что-то писал шариковой ручкой в потрепанный блокнот.

— Меня зовут Анатолий Пасько. Во-первых, нет Западной Украины, есть запад Украины. Во-вторых, Ыгорь, а не Игорь, уважайте новый закон о языке. В третьих, среди вас одни борцы с коррупцией да политологи, ни одного экономиста я не увидел.
— Ну вот же — Марьян Заблоцкий, он сейчас вам расскажет.
— Я и сам расскажу, я — член-корреспондент Академии строительства и предприниматель, могу и помочь.

Кандидаты-мажоритарщики молча стоят в конце зала. Уходят представители БДИПЧ. Монастырский спорит с кем-то о полиграфе и необходимости проверять всех подряд на детекторе лжи.

После пресс-конференции кандидаты идут в центр города, чтобы агитировать прохожих голосовать за мажоритарщиков. На улицах полно людей: кто-то ест мороженое, кто-то женится. Кандидаты подходят к людям и спрашивают, за кого те будут голосовать.

— Мы не будем голосовать!
— Мы не определились.
— Не знаем, голосовали за Зеленского, теперь, наверное, за «Слугу».

На улице стоит грузовая машина, около нее двое мужчин. Янченко спрашивает, за кого они.

— Я не знаю, не определился. Одни козлы кругом, а хочется перемен.
— Тогда голосуйте за нашего Богданца! — говорит Янченко. Сзади группу «Слуг народа» догоняет радостный Мокан.
— Хорошо-то как, пять минут времени — а уже два голоса!

Кандидаты выходят на центральную площадь Тернополя. Тут стоит памятник Степану Бандере, напротив областная администрация, слева главное управление Государственной фискальной службы в Тернопольской области, рядом огромный рекламный билборд: «Лечим от геморроя».

Пресс-служба партии «Слуга народа»

Как представители «Слуги народа» должны отвечать на вопросы о Медведчуке, Бандере и генпрокуроре Луценко

  • Четвертого июля в тернопольском штабе «Слуги народа» актив партии инструктировала Галина Янченко.

    Стоит ли вступать в прямые дебаты с оппонентами? Все зависит от обстоятельств, но скорее нет, чем да. Оппонент выиграет от дебатов больше. Он наймет трех бабушек, которые будут перебивать и спрашивать: «А что там [глава Офиса президента Андрей] Богдан? А как же украинский язык?» Спорить с такими нет смысла.

  • Почему не сидят коррупционеры? Зеленский ведь обещал сажать. Сажает в тюрьму не президент, потому что тогда это политическая расправа, сажает суд. Никто не сидит, потому что суды плохо реформировал Петр Порошенко. Он же назначил генерального прокурора без [профильного] образования [Юрия Луценко], который никого не хочет сажать. Порошенко построил телефонное право, без которого ничего не работает. Зеленский борется с этой системой.

  • Почему Луценко — до сих пор генеральный прокурор? Потому что Рада саботирует все обращения Зеленского, занимается прогулами и кнопкодавством. Рада не работает, а Зеленский работает. Он уже предлагал уволить Луценко. 

  • Почему при Зеленском начался реванш пророссийских сил? Реванш — это проблема системы Порошенко. Регионалы возвращаются, потому что при Порошенко их не посадили в тюрьму. Хорошо парировать таким ответом: «Регионалы возвращаются? Хорошо, возможно, им принципиально сидеть в тюрьме при Зеленском». 

  • Почему вернули прежние названия проспектам Бандеры и Шухевича в Киеве? Вопрос легко сбивается апелляцией к судебной реформе: Порошенко ее провалил, суды возвращают старые названия и выпускают на волю тех, кто должен сидеть. Зеленский будет реформировать суды. 

  • Почему Порошенко выступает с заявлениями после резонансных событий (например, после переименования проспектов), а Зеленский все время молчит? Это комплексная проблема. Речь идет не только о судах, но и о прокуратуре, правоохранительных органах и о многом другом.

  • Будет ли «Слуга народа» объединяться с партией Виктора Медведчука? Не отвечайте прямо. Говорите, что это уравнение с четырьмя неизвестными. Ответ следует делить на части: сначала пусть пройдут выборы и народ сам решит, кто пройдет в Раду. Всегда говорите, что мы войдем в коалицию только с новыми. Не говорите названий. Идеально отвечать так: Медведчук — точно нет.  

17:00. Сбор актива

В здании на улице Черновола — штаб партии «Слуга народа». Во внутреннем дворе сегодня списочники встречаются с активом партии и мажоритарщиками. Во дворике стоят стулья, колонки, стол и кофемашина. Ходят люди в белых майках с надписью «Зе! Депутат — слуга народа», на стене большие плакаты «ЗЕ», их видно с улицы, даже если не заходить во двор. Янченко благодарит команду за поддержку мажоритарщиков:

— Мы смогли переломить «черных» политтехнологов. Они делят людей на сорта по языку, вере — вот их методы. У нас осталось две недели, если мы покажем низкий результат, придется делать коалицию не с одной фракцией, а с двумя. Этого не хочется, потому что это всегда компромиссы.

Волонтерам объясняют, какие методы агитации работают: продвижение в социальных сетях, газеты для сел и поселков и личные встречи — не меньше пяти в день. Им советуют, как отвечать на неудобные вопросы. Чаще всего, жалуются активисты, их спрашивают о возможном союзе «Слуги» с партией Виктора Медведчука в парламенте. Янченко объясняет, что от таких вопросов лучше уходить.

Один из волонтеров жалуется на чат-бот «Слуги» в Telegram: беседы с ним не ладятся, а в штабе напрямую разговаривать не хотят и отправляют назад в чат-бот. Волонтеры спрашивают о своих карьерных перспективах после парламентских выборов и есть ли жизнь вне продвижения мажоритарщиков.

— Используйте соцсети. Вот есть у вас ваши красивые футболки — выкладывайте фотографии в них, — говорит Янченко.

Мажоритарщик Андрей Богданец переживает, что у него нет данных соцопросов по Тернопольской области — он не знает, на каком он месте. В центральном штабе тоже не знают и денег на опросы не дают. Списочник Степан Мокан объясняет почему:

— Сейчас цена — шесть с половиной баксов за респондента, надо две тысячи респондентов, штаб вам таких денег не даст. Пока социологию проведут, пока все посчитают, а тут всего две недели осталось до выборов. Даже с результатами вы тактику поменять не успеете.

Богданец соглашается идти вслепую и дальше. Всех, кроме мажоритарщиков, благодарят и просят отойти от стола — будет беседа только для кандидатов. Волонтеры уходят к кофемашине обсудить план работы на две недели.

— Да, у них там все серьезно и проще, не то что у нас тут, — говорит один из сотрудников местного штаба.

Через полчаса списочники Юраш и Янченко едут на эфир местного телеканала. Волонтеры продолжают тусоваться во дворике штаба, включают музыку. Вся пятерка кандидатов-списочников сегодня же после эфира выезжает в Киев. Через несколько дней начнется следующий тур — в Черновцы и Ивано-Франковск.

У входа во двор стоит мужчина лет пятидесяти. Парень в майке «Слуги народа» дает ему агитационную газету партии. У мужчины в руках бутылка зубровки, литровая бутылка кока-колы и два яблока. Он кому-то звонит:

— Ну ты где? Я где? В гнезде! Тут, где эти собираются, «ЗЕ» на стене написано. Приезжай, пойдем в парк, по старинке, на газетке расстелимся, выпьем.

Пресс-служба партии «Слуга народа»