В житомирском лесу снимают первый украинский фэнтези-сериал, с масштабными декорациями и массовкой. Как они это делают? Репортаж со съемок

Автор:
Роксана Рублевская
Дата:
В житомирском лесу снимают первый украинский фэнтези-сериал, с масштабными декорациями и массовкой. Как они это делают? Репортаж со съемок

Иван Черничкин / «Бабель»

В 2019 году государство выделило миллиард гривен на киноиндустрию. Речь идет не только о производстве фильмов, но и о создании сериалов, которые, по словам министра культуры Евгения Нищука, «должны реформировать украинский телевизионный контент». Один из таких проектов — украинско-словацкий сериал «Славяне», основанный на славянской мифологии. Он победил в конкурсном отборе Минкультуры в 2018 году. Общий бюджет проекта — 3,6 миллиона евро, из них почти миллион евро дало государство. Корреспондент theБабеля Роксана Рублевская побывала на съемках в житомирском лесу и рассказывает о том, как снимают первый украинский фэнтези-сериал.

1

Середина августа, автобус везет нас в Житомирскую область, на съемочную площадку сериала «Славяне». Это словацко-украинский двенадцатисерийный проект в жанре фэнтези о жизни двух славянских городищ. Шоураннером проекта стал словацкий режиссер Петер Бебьяк. Это не первое его сотрудничество с украинскими кинематографистами — в 2017 году Бебьяк уже снял фильм «Межа» при поддержке Госкино.

С автовокзала в Житомире нас забирает микроавтобус. Двадцать минут едем по трассе, сворачиваем на проселочную дорогу и останавливаемся на поляне неподалеку от села Тригорье. Там построили славянское городище. Сразу же подъезжает внедорожник, из которого выходит мужчина. Это художник-постановщик проекта Павел Ярмусевич. Он рассказывает о декорациях. Говорит, чтобы найти локацию для сериала, объездили всю Украину. По сценарию, действие происходит в Прикарпатье, но привезти туда группу и съемочное оборудование оказалось трудно и очень дорого. События сериала происходят в двух славянских поселениях с вымышленными названиями — Фурнау и Большой стол. Их надо было построить неподалеку друг от друга. Кроме того, по сценарию рядом должны быть река, лес, болото и скалы. Все это нашли на околицах сел Тригорье и Дениши Житомирской области.

Художник-постановщик проекта «Славяне» Павел Ярмусевич.

Иван Черничкин / «Бабель»

Перед нами — Фурнау, реконструкция славянского поселения конца VI века. Сегодня снимают сцену в лесу, потому городище пустует, объясняет Павел. Этот поселок состоит из 30 небольших деревянных построек. Землянки с крышами в пол, торговые прилавки, загоны для скота, кузня, гончарня, языческий идол и главные ворота городища. Ярмусевич рассказывает, что славяне всегда селились у реки. Их жилье — глубокие землянки площадью от 12 до 20 квадратных метров, с глиняным полом и деревянными стенами. Скаты крыши касались земли. Окон не было. По периметру поселение обносили частоколом — так славяне защищались от хищников и нападения врагов.

Декорации славянского городища Фурнау.

Иван Черничкин / «Бабель»

Павел приглашает нас в самую высокую и большую землянку — «дворану». Здесь по сценарию живет старейшина поселения, и местные жители собираются на совет. Внутри холодно, как в подвале. В дворане стоит массивный деревянный стул с подлокотниками, отдаленно напоминающий трон. Под стенами по периметру — скамьи, посреди помещения — место для костра. Павел называет его «очаг». В глубине стоит печь без дымохода, купель, кровати и деревянные полки для посуды и свечей. Дворана, как и другие дома, сделана из сосны. Интерьер есть только в двух землянках, остальные построили для фона.

Интерьер двораны поселения Фурнау.

Иван Черничкин / «Бабель»

Все поселение сто человек построили за 60 дней, работали в две смены, чтобы успеть к началу съемок. Демонтировать декорации после съемок не планируют. Оставят как местную достопримечательность. В выходные сюда уже приезжают экскурсионные автобусы и привозят больше 50 туристов за раз. Все постройки украшены древними символами. Славяне верили, что они отпугивают от поселения злых духов.

Павел везет нас на вторую локацию — славянское городище Большой стол. Сегодня тут тоже пусто. Стол находится в 10 минутах езды от Фурнау и расположен у горной реки, на скалистом обрыве. Здесь построили 15 землянок. Дворана старейшины стоит прямо на реке. Павел говорит, что в конце VI века не умели строить сооружения на воде, но художники ушли в сторону эстетики, а не исторической правды.

Интерьер двораны поселения Большой стол.

Иван Черничкин / «Бабель»

2

В «Американских богах» сценаристы использовали персонажей из славянской мифологии — Чернобога и сестер Зорь. В 2019 году Netflix покажет сериал «Ведьмак» с элементами западнославянской мифологии. Креативный продюсер сериала «Славяне» Алена Бобровская считает, что моду на славянское фэнтези нужно поддерживать, и Украина в этом заинтересована.

«Славяне» — нетипичный сериал для Украины. Во-первых, фэнтези на основе славянского фольклора и мифов у нас еще никто не снимал. Во-вторых, основной язык продакшена — английский. На нем ведется вся документация. На площадке актеры разговаривают на словацком и украинском.

Иван Черничкин / «Бабель»

Все подробности сюжета сценаристы пока не раскрывают. В общих чертах история такая: юная травница Драга хочет спасти брата, который превратился в оленя. Однажды олень приводит ее к раненому незнакомцу, который ничего не помнит. Благодаря своим способностям Драга спасает чужака. Вместе они пытаются выяснить, кто он, но чем больше узнают, тем больше угроз нависает над всеми жителями славянского городища Большой стол.

Иван Черничкин / «Бабель»

Словацкий сценарист Йозеф Колеяк обещает показать в сериале жизнь славянского поселения на протяжении одного года. Обряды посвящения, праздники, казни, ритуалы, в том числе и общение с иными мирами. Будет много боевых сцен и спецэффектов. Проект «Славяне» стал одним из победителей конкурсного отбора Министерства культуры Украины в 2018 году. Ему дали около миллиона евро государственного финансирования. Общий бюджет проекта — 3,6 миллиона евро. Траты разделили пополам Украина и Словакия. Пятьдесят процентов дала «Медийная группа европейского партнерства», остальное — словацкая компания Wandal Production s. r. o. и TV JOJ.

Актер Александр Мавриц в роли старейшины.

Иван Черничкин / «Бабель»

3

Павел отвозит нас в лес, где снимают одну из сцен. Автомобиль останавливается на асфальтированной дороге возле лесной опушки. Там стоят машины с оборудованием и реквизитом, под тентами — столы и кейтеринг. Актеры и съемочная группа заканчивают обедать.

Главную роль травницы Драги исполняет 17-летняя актриса Полина Носыхина. Драга — единственный персонаж, который взаимодействует со всеми остальными героями. Поля говорит, что сложнее всего было привыкнуть к съемкам на двух языках — украинском и словацком. В проект «Славяне» Носыхина попала случайно: кастинг-менеджер Алла Самойленко написала ей сообщение, которое Поля прочла в день актерских проб, потому что не работал телефон.

— Я пришла после института жутко уставшая. Наконец увидела сообщение Аллы и подумала: «Какие к черту пробы?» Синопсис был на английском. Я с трудом поняла, о чем идет речь, и подумала: «Кто мог написать этот бред?» Захожу на кастинг, а там стоит режиссер Петер Бебьяк. Безумно красивый. Вместо «Здравствуйте» я смогла только выдавить: «Как же вы похожи на викинга...» На пробах мы много смеялись. Потом я узнала, что меня утвердили. Петер сказал, что на мою роль пробовались больше 50 актрис из Словакии, Чехии и Украины.

Иван Черничкин / «Бабель»

В первый же месяц съемок Полю выгнали из Киевского университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, но она не отчаялась. Говорит, в ее профессии важна практика. Теорию всегда можно догнать. Со словацкой командой ей нравится работать больше, чем с украинской. Актеры «живут» в кадре и тщательно готовятся к каждому съемочному дню. Для Полины проект «Славяне» — вызов. Никогда прежде она не снималась несколько месяцев подряд вдали от Киева. Группа живет в житомирских гостиницах и много времени проводит вместе.

Полина Носыхина в роли Драги и Макар Тихомиров в роли Бело.

Иван Черничкин / «Бабель»

В фургоне, куда я прихожу зарядить телефон, сидит партнер Полины — актер Макар Тихомиров. Он играет Бело, друга травницы Драги. По сценарию он должен проходить языческий ритуал инициации, когда юноша становится мужчиной. Макар уже участвовал в словацком проекте «Межа», поэтому хорошо знаком со съемочной группой словаков. Здесь, на площадке, он начал учить словацкий и сейчас понимает почти все без переводчика.

4

Генеральных продюсеров Андрея Ермака и Ванды Адамик-Грицовой сегодня на площадке нет. С нами знакомится линейный продюсер проекта Анастасия Юрченко. Ее задача — организовывать съемочный процесс. На площадке все время возникают какие-то трудности. Нужно обеспечивать группу всем необходимым, следить за календарно-постановочным планом и решать проблемы по мере их поступления. Например, однажды молния ударила в дерево, и оно упало. Вместо кроны вверху образовалась огромная дыра. Насте пришлось помогать оператору выставлять кадр и свет совсем по-другому.

Иван Черничкин / «Бабель»

В массовке участвуют жители ближайших сел. Их тоже гримируют, выдают костюмы, съемочные часы оплачиваются. Костюмы соседствующих славянских поселений отличаются, но не кардинально — в основном узорами на одежде и аксессуарами. Найти музейные образцы художникам не удалось, поэтому пришлось фантазировать, опираясь на исторические справки. Большое внимание художник по костюмам Екатерина Витвицкая уделяла украшениям. По реквизиту для боев консультировались с реконструктором Максимом Рогом.

Продюсер говорит, что подход к проекту у группы киношный, а не сериальный. Нет долгих сцен планов и затянутых диалогов. Операторы снимают на три камеры Alexa. Есть три режиссера: два словацких — Петер Бебьяк и Михал Блашко, один украинский — Сергей Санин. Сейчас к проекту присоединяется четвертый режиссер — украинец Олег Стахурский. Видение стилистики и оптики у всех совпали еще на этапе разработки проекта.

Актеры Душан Цинкота и Александр Мавриц вместе со словацким режиссером Михалом Блашко.

Иван Черничкин / «Бабель»

Проект «Славяне» — не чистое фэнтези. Это историко-приключенческий сериал. Действие происходит в переломный момент, когда славяне объединяются и впервые оказывают сопротивление варварам.

Через лесные заросли Настя ведет нас на площадку. В хвойной роще на берегу реки находится жертвенник. На пригорках лежат актеры массовки. В основном это пожилые жители ближайших сел. На них — серые льняные костюмы, вся эта картина напоминает секту.

Сегодня словацкий режиссер Михал Блашко целый день снимает здесь сцену казни — с разных ракурсов и на три камеры. В кадре одновременно много актеров. На площадке — тишина. Сколько бы дублей ни просил режиссер, все покорно выполняют поставленные им задачи.

Иван Черничкин / «Бабель»

В этой сцене местный жрец Чарад (актер Душан Цинкота) совершает обряд жертвоприношения. Он стоит в черной мантии спиной к камере. Перед ним — большой пень, на котором головой лежит рыжеволосая девушка. Все жители Большого стола молча смотрят на происходящее. Чарад поднимает руки и на словацком обращается к богам. Кузнец (актер Анди Гриц) пугается его слов и опускает топор на землю. Тогда Чарад достает ритуальный нож и сам проводит обряд жертвоприношения — перерезает девушке горло.

Душан Цинкота в роли жреца Чарада.

Иван Черничкин / «Бабель»

Сцена снята. Съемочная группа сворачивается, мы едем обратно в Житомир. По дороге актер рассказывает пиарщице Миле о сложностях актерской профессии. Несколько месяцев назад его укусил клещ, когда снимали сцену в лесу — теперь у него болезнь Лайма. Мила спрашивает, не заразно ли это, и актер уверяет ее, что нет. Главное — никому пересаживать его печень.

Премьера сериала запланирована на 2020 год.

Декорации славянского городища Большой стол.

Иван Черничкин / «Бабель»