Получить деньги на кино от государства станет сложнее — Минкульт готовит изменения в работе Госкино. Теперь все будет зависеть от успешности продюсера

Автор:
Yuliana Skibitska
Дата:
Получить деньги на кино от государства станет сложнее — Минкульт готовит изменения в работе Госкино. Теперь все будет зависеть от успешности продюсера

iStock / Getty Images Plus

Девятнадцатого августа глава Госкино Филипп Ильенко подал в отставку — за полторы недели до того, как в Украине утвердили новое Министерство культуры, молодежи и спорта и назначили его главой Владимира Бородянского. Ильенко возглавлял Госкино с августа 2014 года. За это время финансирование ведомства выросло в десятки раз, увеличилось и количество снятых при его поддержке фильмов. В заслугу Ильенко ставят также прозрачность питчингов — конкурсы транслировались в прямом эфире. Новый министр Владимир Бородянский обещает сохранить все положительные изменения и ужесточить финансирование фильмов государством. Редактор theБабеля Юлиана Скибицкая поговорила с Бородянским, режиссерами и продюсерами и рассказывает, что ждет украинское кино в ближайшее время.

Тридцатого августа Владимир Бородянский представил в Facebook команду Офиса по разработке гуманитарной политики в Украине. За кино теперь отвечает Виктория Ярмощук — директор медиаконсалтинговой компании MRM. Сразу после увольнения Филиппа Ильенко она писала, что благодарна ему и что за пять лет его работы украинское кино «совершило прорыв». Большинство людей в киноиндустрии придерживаются такого же мнения и высоко оценивают работу Ильенко. «Если еще несколько лет назад мы радовались двум-трем украинским фильмам в год, то сегодня у нас есть 34 кинотеатральные премьеры», — пояснила Анна Мачух, исполнительный директор Украинской киноакадемии. Виктория Ярмощук перечисляла и другие достижения: «Был дан толчок украинскому зрительскому кино, заработали первые национальные стенды на стратегически важных кинорынках в Торонто и Пекине, подписано соглашение о совместном кинопроизводстве с Канадой».

Ключевой момент в этой истории успеха — финансирование, которое росло с каждым годом. В 2014 году на работу Госкино из бюджета выделили 63 миллиона гривен, а уже в следующем — 170 миллионов. Всего за четыре года Госкино получило свыше двух миллиардов гривен, из них потратило около полутора. За это время при поддержке Госкино вышли 173 фильма, в том числе 67 полнометражных и 53 документальных. Ильенко отчитался, что увеличилось и количество зрителей украинского кино — с двух процентов от общего количества в 2014 году до 8,5 процента в 2018. При этом с каждым годом росло и финансирование — в 2018-м Госкино получило рекордные 504,7 миллиона, в 2019 — 505,9 миллиона.

Третьего августа Владимир Бородянский собрал режиссеров и продюсеров на встречу. На ней обсуждалась дальнейшая судьба Госкино. Как рассказали theБабелю участники встречи и сам Бородянский, позиция Министерства однозначна — Госкино останется независимым органом с теми же полномочиями, что и при Ильенко. В целом в киноиндустрии оптимистично смотрят на приход Бородянского. «Пока риторика нового министра гуманитарной политики кажется адекватной, — говорит режиссер Максим Наконечный, который несколько раз получал финансирование от Госкино. — Все процедуры и процессы налажены очень хорошо, Госкино и Культурный фонд работают хорошо сами по себе. Если что-то будут менять, то это станет прямой и резкой интервенцией, так просто это не произойдет». Владимир Бородянский заверил theБабель, что Госкино останется таким же открытым — например, сохранится практика онлайн-трансляций питчингов на YouTube.

Владимир Бородянский не ответил прямо на вопрос theБабеля, урежут ли количество бюджетных расходов на Госкино. «Государство продолжит поддерживать киноиндустрию, но важно понимать, что мы меняем для всего Министерства подход к управлению государственными деньгами. Это значит, что получение госсредств станет привилегией», — сказал он. По его словам, субсидирование фильмов будет регламентироваться двумя критериями. Первый — качество проекта, который представят на питчинге. А второй — кредитная история продюсера, который его представляет. «Мы ужесточим требования к продюсерам. Если офигительную идею принесет неуспешный продюсер, государство не должно это финансировать», — говорит Бородянский.

За четыре года украинские фильмы собрали в прокате 357,67 миллиона гривен — в шесть раз меньше, чем на них потратило Госкино. Самыми кассовыми стали фильм Владимира Зеленского «Я, ты, он, она», собравший 77 миллионов гривен, и комедия «Сумасшедшая свадьба» — 55 миллионов гривен. И если на фильм Зеленского Госкино выделило 48 процентов финансирования — 17,6 миллиона гривен, то «Свадьба» получила от государства всего 10 процентов от общего бюджета картины — 1,18 миллиона гривен. Больше средств Госкино вкладывало в фильмы патриотической направленности, такие как «Червоный», «Тайный дневник Симона Петлюры», «Круты», «Позывной «Бандерас», — их ведомство профинансировало на 50 процентов. Кассовые сборы этих фильмов не превышают трех миллионов гривен, а «Позывной «Бандерас» вообще провалился в прокате — он собрал всего 60 тысяч гривен при бюджете почти 40 миллионов, из которых 19 предоставило Госкино.

Ильенко не скрывал, что поддержка патриотических фильмов — приоритет для государства. Именно поэтому он выбивал максимальное увеличение финансирования для Госкино, что у него неплохо получалось. «Я давно понимаю, что «праздник», который устраивало нам Госкино, не может длиться вечно, — комментирует режиссер Сергей Санин. — Это неправильно для нас как налогоплательщиков, плюс государство не самое богатое. Наша компания планирует уходить в глобальную копродукцию с Европой и Китаем». Продюсер Владимир Яценко высказывается еще более жестко: «За пять лет снимали все и что угодно, половина не выходила, часть разворовывалась — с этим надо заканчивать».

Как именно будут высчитывать KPI для фильмов, которые финансирует Госкино, режиссеры и продюсеры пока не понимают. Бородянский говорит, что до конца сентября представит программный план работы ведомства на ближайшее время. Более детальный проект обещают разработать до конца года. «Это расхожая популистская риторика — если кто-то берет деньги из бюджета, то их обязательно нужно возвращать. Но люди сталкиваются с тем, что массовым зрителем востребован достаточно ограниченный контент. Поэтому они понимают, что это не единственный критерий успешного кино, особенно авторского», — резюмирует Максим Наконечный.