Весь мир обсуждает юную шведскую экоактивистку Грету Тунберг. Мы нашли ее последовательниц в Украине и поговорили о долгом пути к спасению планеты

Автор:
Катерина Коваленко
Дата:
Весь мир обсуждает юную шведскую экоактивистку Грету Тунберг. Мы нашли ее последовательниц в Украине и поговорили о долгом пути к спасению планеты

Kristian Buus / In Pictures via Getty Images; «Бабель»

Весь мир второй день обсуждает выступление шестнадцатилетней экоактивистки Греты Тунберг на климатическом саммите ООН в Нью-Йорке. Там она заявила, что мировые лидеры лишили ее детства, заставив бороться за спасение планеты вместо учебы в школе. Молодежь из более чем 150 стран мира присоединилась к пятничной забастовке 20 сентября и планирует еще одну акцию 27 сентября. В Украине тоже есть последовательницы идей Греты. theБабель поговорил с двумя из них об экодвижениях, Грете и школьных протестах.

Мирослава Косякова, 15 лет. Закончила девять классов, поступила в Экономико-правовой колледж в Запорожье

Что известно о Грете Тунберг и ее «пятничных протестах»:

  • Шведская школьница Грета Тунберг родилась в 2003 году в семье оперной певицы и актера. О проблеме изменения климата она впервые услышала в 8 лет и, как сама рассказывает, не могла понять, почему никто ее не решает. В 11 лет девочка впала в депрессию, перестала есть и начала стремительно терять вес. Врачи поставили ей несколько диагнозов, связанных с особенностями психического развития.

  • Грета впервые вышла на протест против изменений климата в августе 2018 года, когда ей было 15 лет. Каждый день вместо уроков она приходила под стены шведского парламента с плакатом «Шведская забастовка за климат». Таким образом она надеялась добиться от парламентариев снижения выбросов углекислого газа согласно Парижскому климатическому соглашению. После парламентских выборов Грета протестовала только по пятницам.

  • Вскоре благодаря соцсетям и СМИ одиночные забастовки Греты Тунберг переросли в мировые акции под названием Fridays For Future («Пятницы ради будущего»). Журнал TIME назвал Грету одним из самых влиятельных подростков в 2018 году, она встречалась с Бараком Обамой, выступала на экономическом форуме в Давосе, а норвежские политики номинировали ее на Нобелевскую премию мира. В 2019 году она победила в номинации «Женщина года» в Швеции. Также Тунберг получила в Берлине премию «Золотая камера» за вклад в борьбу с изменением климата на планете и высшую награду правозащитной организации Amnesty International — звание «Посол совести». Своих родителей она убедила отказаться от мяса и полетов на самолетах.

Как-то мы гуляли с подружкой и обсуждали, почему в Запорожье так грязно. Потом я читала что-то в интернете, нашла петицию о запрете пластиковых пакетов в Украине и подумала: «О, круто, пусть государство сделает, а я подожду». А потом подписалась на аккаунт, где была эта петиция, нашла других экоблогеров, увидела страницу с простыми экошагами и подумала, что это клево. Это было в начале лета 2018 года. Сейчас я вообще не беру кофе на вынос, несколько раз брала «в свое» [в свой многоразовый стакан], у меня есть многоразовая трубочка, мешочки [для продуктов], всегда кладу все в рюкзак или шоппер, воду экономлю, свет выключаю... В общем, выполняю все базовые шаги.

Я начала собирать экоподборку в Instagram после видео о ней [Грете], которое опубликовал Greenpeace. Увидела, что она каждую пятницу бастует, подписалась на нее. В конце девятого класса в сочинении о личности, которая меня вдохновляет, я написала о Грете.

О первой забастовке [Fridays For Future, которая прошла во всем мире 15 марта] узнала примерно за неделю и подумала, почему бы и нет. Написала на страницу Fridays For Future Ukraine. Мне там рассказали, как что сделать, сбросили пример заявки [уведомления в Запорожский городской совет о проведении акции]. Я все распечатала, оформила — это заняло минут 15. Бабушка сказала: «Ну хорошо, делай». Я волновалась, потому что вообще не знала, что делать. В школу не пошла, но поскольку все равно тогда была на больничном, не отпрашивалась. Пришли человек 30, в основном взрослые, мы около часа стояли на Фестивальной площади, напротив областной администрации, выкрикивали «кричалки». Вроде бы все прошло супер.

Друзья к моему активизму относятся или нейтрально, или положительно. На последнюю забастовку 20 сентября моя подруга решила пойти со мной, хотя не очень интересовалась проблемами экологии. Потом начала что-то читать и сейчас уже поддерживает. Одногруппники в колледже постоянно покупают воду в пластиковых бутылках... Я же не могу сказать им этого не делать, но прошу отдавать пустые бутылки мне — я их отношу в сортировку. Они с радостью отдают, ничего такого.

Анна Довга, 17 лет. Закончила школу в Полтаве, в этом году поступила в Харьковский университет имени Каразина

В школе мы [ученики] настолько загружены, что не хватает времени посмотреть вокруг. Ко мне понимание [важности экодвижений] пришло в 11 классе. Активнее начала заниматься экологической деятельностью весной [этого года] — на пике движения в Украине и вообще в мире.

Первый источник информации — конечно, интернет. Также вдохновили люди, которые делятся своим опытом, поговорила со многими студентами. Я подумала: «Это настолько круто, что они не боятся это делать [выходить на акции] и что им действительно хочется что-то изменить».

Именно из-за нее [Греты] это все зародилось в Украине. Она сильно повлияла на всех нас, потому что показывает, что даже юная девочка, которой сейчас только 16 лет, может горы свернуть.

Среди моих одноклассников экодвижения не были популярными, я одна из первых начала этим заниматься. Начала делать акции, о них узнали друзья, знакомые, родственники. В принципе, все меня поддерживают. Более активно это началось с лета [2019 года].

Когда я только начинала [организовывать акции], у меня не было постоянной команды. В Полтаве ко мне подключились школьники из 10—11 классов. Сейчас в нашей команде — мои друзья, студенты университетов. Я сама когда-то написала им в чат, и многие откликнулись. Я знаю буквально нескольких школьников [в Украине], которые активно поддерживают движение [Fridays For Future].

В Полтаве мы проводили «мобилизацию»: ходили по школам, рассказывали об изменениях климата, о [климатическом] марше, о Fridays For Future. Учителей я предупреждала заранее, они были очень рады. Спрашивали, будем ли рассказывать о сортировке, но мы говорим больше об изменениях климата. Мы рассказываем не о забастовках и прогуливании школы, а о пользе от акций.

Так получилось, что я занималась организацией [климатического марша в Полтаве 20 сентября], но не смогла там быть. В этот день была на масштабной акции в Киеве. Всего в Полтаве вышли более 100 человек — для нашего города это достаточно хорошо.