Государство хочет регулировать работу СМИ. Мы изучили, как это делают наши соседи — и что (не нужно) делать Украине

Автор:
Yuliana Skibitska
Дата:
Государство хочет регулировать работу СМИ. Мы изучили, как это делают наши соседи — и что (не нужно) делать Украине

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Президент Украины Владимир Зеленский поручил Кабинету министров до конца года подготовить и внести в парламент законопроект о работе СМИ. Зеленский хочет ужесточить наказание за «недостоверную и искаженную информацию» и разработать «стандарты новостей». Министр культуры Владимир Бородянский объяснил, что «стандарты новостей» — это «терминологическая ошибка», и правительство не будет этим заниматься. Зеленский и раньше говорил, что недоволен работой СМИ в Украине — он считает, что внутри страны идет «информационная война». Поскольку законопроекта еще нет, theБабель изучил, как в постсоветских странах государство контролирует медиа.

Россия

Страна, с которой Украина пять лет ведет информационную войну, очень щепетильно относится к работе медиа. Все крупные информационные телеканалы, радиостанции, газеты и сайты или принадлежат государственным компаниям, или работают в интересах госпропаганды. Оппозиционных СМИ, которые часто называют «либеральными», немного, и они постоянно сталкиваются с проблемами.

Чтобы сотрудник медиа считался журналистом, у которого есть право собирать информацию, нужно зарегистрировать СМИ в Роскомнадзоре. Для редакции это означает ряд ограничений. Например, нельзя без пометки упоминать названия и показывать символику организаций, признанных экстремистскими, нельзя пропагандировать несовершеннолетним гомосексуальные отношения, подробно писать о наркотиках и как их употреблять. Еще нельзя оправдывать нацизм, высмеивать государственные символы или институты власти. За это медиа ждет предупреждение или штраф.

После двух предупреждений Роскомнадзор может отозвать у медиа лицензию и заблокировать его сайт. Из-за расплывчатой формулировки нарушить правила легко — например, описать способ самоубийства в новости про самоубийство. По этой причине Роскомнадзор заблокировал ярославское медиа, а самиздат «Батенька, да вы трансформер» три раза получал требование отредактировать статьи про суицид. По этой причине некоторые медиа заменяют слова «застрелился», «повесился», «утопился» на «[совершил Роскомнадзор]». «Медиазона» удалила несколько фрагментов из материала о пытках в полиции, после которых с собой покончил задержанный. Роскомнадзор заблокировал некоторые оппозиционные издания, такие как «Грани» или «МБХ медиа». Сайт theБабеля в России тоже заблокирован.

В 2017 году Госдума приняла закон, который признает СМИ иностранным агентом, если оно финансируется из-за рубежа. Это произошло после того, как Минюст США потребовал от американского филиала российской телекомпании RT (в прошлом Russia Today) зарегистрироваться в качестве «иноагента» в Соединенных Штатах. Депутаты назвали закон «ответным шагом» на действия американцев.

Иноагентами признали ряд изданий, в том числе «Голос Америки», «Радио Свобода» и «Настоящее время». Эти СМИ должны ежеквартально подавать финансово-хозяйственный отчет в Минюст, каждый год проводить аудит и маркировать материалы пометкой, что они распространяются «иностранным СМИ — иностранным агентом». Если этого не делать, редакциям грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей. В особых случаях, при «злостном неисполнении обязанностей организацией, признанной иностранным агентом», сотрудник медиа может получить до двух лет лишения свободы.

Беларусь

Президент Беларуси Александр Лукашенко — самый популярный зарубежный политик в Украине. Беларусь считается страной с высоким уровнем цензуры — государство полностью контролирует все, что выходит на экраны, попадает в газеты, а также почти все в интернете.

В Беларуси издаются только три оппозиционные газеты — все остальные закрыли с 2003 года по разным причинам. Регулярно блокируются оппозиционные сайты, такие как «Навыны» и «Белорусский партизан» — за «распространение экстремистской информации». Из юмористических программ российских телеканалов вырезают скетчи о Лукашенко. А в прошлом году в Беларуси заблокировали крупнейший оппозиционный портал «Хартия 97». В Беларуси регулярно задерживают оппозиционных журналистов, а Freedom House каждый год дает стране последние места в рейтинге свободы слова.

Казахстан

Власти могут блокировать сайты, если они распространяют материалы, которые «подрывают государственный строй», разжигают ненависть, оправдывают терроризм и экстремизм или раскрывают «подробности антитеррористических операций». В местное Министерство информации можно пожаловаться на любой ресурс, который «распространяет незаконную информацию», и его заблокируют. Списка заблокированных сайтов нет.

С 2017 года журналисты в Казахстане должны получать согласие от спикеров в тексте на публикацию «охраняемых законом тайн», в том числе банковской и коммерческой. То есть теперь казахстанские журналисты могут написать об имуществе чиновника, только если он им это разрешит.

Туркменистан

Туркменистан — одна из самых закрытых стран мира. Здесь есть отдельный интернет для жителей страны, в котором заблокированы все популярные сайты: YouTube, Facebook, Twitter. Государство блокирует все сайты, которые критично высказываются о власти. Анонимайзеры в стране тоже не работают. В 2007 году президент страны Гурбангулы Бердымухамедов приказал демонтировать спутниковые тарелки, потому что они «уродуют облик городов». Тогда идея провалилась, но через четыре года президент повторил свое требование — и антенны начали сносить.

Всего в стране семь телеканалов, четыре радиостанции и шесть сайтов. Критика президента запрещена, как и кабельное телевидение. Против оппозиционных журналистов фабрикуют уголовные дела. Газеты и журналы должны публиковать минимум два портрета Бердымухамедова в номере — их присылают из Администрации президента. В 2018 году полиция устроила рейд по квартирам туркменов. Силовики искали в туалетах газеты с портретами президента. Если находили, угрожали уволить и оштрафовать.

А хоть где-то хорошо?

Конечно. «Репортеры без границ» называют Эстонию одной из лучших стран для журналистов. Ситуация изменилась после 2015 года, когда к власти пришли правые популисты из партии EKRE. Несколько ведущих журналистов уволились, заявив о самоцензуре. Сейчас основные проблемы в Эстонии — это отсутствие массовой русскоязычной прессы и «упадок автономии СМИ».

Грузия считается частично свободной страной, с высоким уровнем плюрализма. «Репортеры без границ» называют главной проблемой то, что собственники СМИ влияют на редакционную политику.