Юлия Синькевич должна была возглавить Госкино, но в последний момент выбыла из конкурса. Она будет судиться, а киношники — протестовать

Автор:
Рита Дудина
Дата:
Юлия Синькевич должна была возглавить Госкино, но в последний момент выбыла из конкурса. Она будет судиться, а киношники — протестовать

Андрей Максимов / Пресс-служба Одесского международного кинофестиваля

Двадцать второго ноября генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич выбыла из конкурса на должность главы Госкино. Казалось, ее назначение — решенный вопрос: она единственная дошла до последнего этапа отбора. Но на собеседовании в Национальном агентстве госслужбы (НАГС) ей сказали, что она не проходит. У Госкино нет главы уже три месяца, поэтому ведомство не может назначить питчинги и спланировать работу на следующий год. Украинские режиссеры и продюсеры ждали прихода Синькевич и назвали отбор позором. Корреспондентка theБабеля Рита Дудина поговорила с режиссерами и продюсерами и рассказывает, кто такая Юлия Синькевич, что она предлагает и что будет с конкурсом дальше.

Юлия Синькевич выбыла из конкурса, потому что ее сочли «слабым менеджером». Ей оставалось пройти собеседование в НАГС и потом у министра культуры Владимира Бородянского. После этого, скорее всего, Кабмин утвердил бы ее на должности. На собеседовании в НАГС кандидату выставляли шесть оценок по нескольким критериям, за каждый можно было набрать до двух баллов. Участник выбывает из конкурса, если хотя бы в одном критерии получит 0,5 балла. Синькевич получила одну такую оценку за «управление эффективностью и развитием человеческих ресурсов». Она собирается оспаривать решение в суде, сейчас ее юрист собирает материалы для иска. В Министерстве культуры theБабелю сказали, что не отвечают за этот этап отбора, в НАГС по телефону, который указан на сайте, нам ответил охранник.

Кандидаты на пост главы Госкино впервые проходили сложный конкурс. В этом году на него подались 13 человек. Участники проходили тесты на знание законов, по английскому языку, ситуативному мышлению и лидерским качествам. Больше всего баллов набрала Синькевич. Журналистам она рассказывала, что собирается строить систему, которая будет нормально работать независимо от руководителя. Она уверяет, что разбирается в проблемах украинского кинематографа и будет делать кинообразование современным.

Семнадцатого ноября Синькевич представила стратегию работы Госкино. Она говорила, что хочет сохранить все наработки предыдущего главы Госкино Филиппа Ильенко, но сделать украинское кино разнообразным и улучшить критерии питчингов — сейчас они размытые и их сложно измерить. Сначала она собиралась сделать три вещи: исследовать рынок, чтобы понять, например, сколько фильмов стране нужно в год и где не хватает кинотеатров; провести в Госкино финансовый аудит; разработать государственную программу, которая превратит украинское кино в «международный бренд». Синькевич планировала с помощью Госкино обмениваться опытом с мировыми режиссерами и продюсерами, вместе с Минобразования создать новые учебные программы и наладить систему cash rebate («возврат денег»), которая должна привлечь иностранные продакшены.

В киносообществе хорошо отзываются о Филиппе Ильенко, хотя и критикуют за финансирование провальных проектов. При Ильенко Госкино с каждым годом получало все больше денег и профинансировало 194 кинопроекта. Многие не вышли, а выпущенные собрали в прокате в шесть раз меньше, чем на них потратили, — 357,67 миллиона гривен. Большую часть денег вкладывали в патриотические фильмы, но самыми кассовыми стали развлекательные: «Я, ты, он, она» Владимира Зеленского, комедия «Сумасшедшая свадьба» и мультфильм «Украденная принцесса». Режиссеры и продюсеры говорили, что Госкино при Ильенко слишком много денег тратило впустую. Но Синькевич и другие участники Украинской киноакадемии считают, что он все равно принес больше пользы.

«Ильенко сделал намного больше, чем его предшественники: прозрачные питчинги, производство фильмов. Самое главное — он приучил зрителя смотреть украинское кино. Может, он взял количеством, не всегда качеством, но зрители привыкли ходить на украинское», — рассказывает theБабелю кинопродюсер и член Украинской киноакадемии Юрий Минзянов. При Ильенко на украинское кино действительно стали ходить чаще: если в 2014 году таких зрителей было чуть больше двух процентов, то в 2019 — почти девять. Ильенко уволился по собственному желанию в августе 2019 года, сказав, что его мечта — вывести украинское кино из застоя — сбылась.

Госкино уже три месяца без руководителя и не может полноценно работать, например провести питчинг. Как объяснила theБабелю Синькевич, сейчас нужно планировать мероприятия на следующий год, но это некому делать. Режиссер «Атлантиды» Валентин Васянович говорит theБабелю, что не видит иного кандидата, кроме Синькевич. Бывший глава Госкино Ильенко и продюсер «Дикого поля» Владимир Яценко называют результаты отбора позором. «В этом году никого из индустрии не пригласили на финальное оценочное собеседование, зато были далекие от кино люди», — утверждает Владимир Яценко.

Режиссеры и продюсеры собираются бастовать под Национальным агентством госслужбы. Они называют Синькевич самым сильным участником отбора и «укомплектованным лидером»: благодаря Одесскому кинофестивалю она хорошо известна как в Украине, так и за рубежом, чего не было у Ильенко. От Синькевич ждали того, что она и обещала: постоянного вовлечения Госкино в разработку фильмов, премьер, которые выходили бы так же часто, как во времена Ильенко, больше артхаусных международных показов и независимости Фонда Госкино от власти. «Мы физически заблокируем работу НАГС — не будем пускать их на работу, потому что они не позволяют работать нам», — рассказал продюсер Владимир Яценко theБабелю. Эту акцию запланировали на 25 ноября. Даты нового отбора кандидатов пока нет, но, как рассказал theБабелю продюсер Юрий Минзянов, его надежный источник подтвердил, что участники первого отбора смогут участвовать второй раз.