Мир после пандемии: глобализация слабеет, националисты укрепляют позиции. Пересказываем статью Foreign Policy

Авторы:
Алла Кошляк, Евгений Спирин
Дата:
Мир после пандемии: глобализация слабеет, националисты укрепляют позиции. Пересказываем статью Foreign Policy

Полицейские надевают защитные маски на пограничном переходе между Венгрией и Австрией. Венгерскую границу временно открыли 17 марта, чтобы пропустить тысячи направляющихся домой румын и болгар.

Из-за пандемии коронавируса 25 миллионов человек во всем мире могут потерять работу. Таков прогноз Международной организации труда. В прошлом году, по данным МОТ, было 188 миллионов безработных, в кризис 2008-го рабочие места потеряли 22 миллиона человек. Еще в конце февраля инвесторы считали, что вспышка заболевания затронет только экономику Китая. Теперь же границы закрыты, сокращается международная торговля, падает фондовый рынок. Нынешний кризис показал, какие риски несет международная интеграция. Он раздувает страхи перед иностранцами и обеспечивает законность для национальных ограничений глобальной торговли и потоков людей, считает Филипп Легрен, сотрудник Лондонской школы экономики, экономический советник президента Еврокомиссии с 2011 по 2014 год. Кратко пересказываем его статью в Foreign Policy.

Производство из Китая перенесут поближе к потребителям

В Ухане, который был центром пандемии, производили комплектующие для разных отраслей — от электроники до тяжелой промышленности. Когда фабрики закрылись, акции технологических гигантов подешевели. А международные компании ощутили ненадежность глобальной системы поставок.

Еще месяц назад политики из США называли коронавирус «китайским», а уже в марте правительства разных стран запретили международные поездки, ввели дополнительные визовые требования и ограничили экспорт. Одиннадцатого марта ввел запрет на въезд для иностранцев и президент США Дональд Трамп. Все эти ограничения делают экономику стран национальной, а политику — националистической.

Запреты ввели временно, для борьбы с пандемией. Но кризис, к которому привело распространение коронавируса, будет долгосрочным. Он прервет международные цепочки поставок и обеспечит популярность политикам, которые выступают против мигрантов. Это ослабляет глобализацию.

Последние несколько лет производить товары в Китае все менее выгодно: страна стала богаче, заработная плата выше. Когда началась эпидемия коронавируса, в Китае остановились заводы. Экспорт снизился на 17 процентов, это привело к нарушению производства европейских автомобилей, iPhone и других потребительских товаров.

Новый кризис может побудить предприятия перестроить свою логистику и инвестировать в локальные производства. Первый вариант — перенести бизнес в другие страны Азии, например во Вьетнам или Индонезию. Второй — сокращение пути поставок. Например, США производит товары в Мексике, а европейские производители в Восточной Европе или Турции. Третий — инвестировать в роботов и 3D-печать в странах с развитой экономикой.

Мужчина в защитной одежде на немецко-польской границе проверяет температуру людей в авто. Польша и Чехия закрыли границу с Германией 15 марта.

Photo by Florian Gaertner / Photothek via Getty Images

Деловой туризм потеряет актуальность

Коронавирус заставил людей свести к минимум все бизнес-поездки. Из-за правительственных ограничений и боязни заразиться люди работают дома. Поэтому и после кризиса деловые поездки сократятся. Приложения для видеоконференций и чаты делают большинство из них ненужными. Компании обнаружили, что, хотя иногда и необходимы личные встречи, технологические альтернативы тоже хороши, а еще — они намного дешевле. Вокруг все больше разговоров о вреде самолетов для климата, а компании стремятся подчеркнуть свою заботу об окружающей среде — наряду с экономической, существует и экологическая причина, по которой количество деловых поездок снизится.

Националисты усилят позиции

Коронавирус распространился не только на глобальные центры, такие как Лондон и Нью-Йорк. Но и на пригород Сиэтла или Кастильоне-дʼАдда, маленького городка с населением 4 600 человек. Это один из 10 городов Ломбардии, где итальянское правительство в первую очередь ввело карантин. Мировое сообщество и политические лидеры произносили речи о необходимости трансграничного сотрудничества, но на деле поступали наоборот. Либеральные правительства ввели даже более строгие ограничения на поездки и торговлю, чем Трамп в разгар конфликта с Китаем в прошлом году. Даже на безбарьерном рынке Евросоюза Франция и Германия запретили экспорт масок для лица.

Но в целом коронавирусный кризис — это политический подарок для националистов и протекционистов. Эпидемия усилила представления о том, что иностранцы представляют собой угрозу. Она показала, что во время кризиса не всегда можно рассчитывать на своих соседей и союзников. Это укрепляет уверенность в своей правоте тех, кто верит в сильное правительство и в приоритет общественных потребностей над свободой личности и национальных интересов над международным сотрудничеством. В результате коронавирус может подарить нам менее глобализированный мир. Когда пандемия и паника утихнут, сторонникам глобализации придется долго и убедительно доказывать остальным, почему она важна.

Польская полиция строит барьер, чтобы останавливать людей, пересекающих немецко-польскую границу 14 марта.

Photo by Florian Gaertner / Photothek via Getty Images