Пандемия помогла улучшить состояние атмосферы. Вероятно, это ненадолго. «Бабель» объясняет почему

Автор:
Алла Кошляк
Дата:

Мир закрыли на карантин — и в городах рассеялся смог, а вода в каналах Венеции стала прозрачной. Но передышка на год или даже больше не спасет окружающую среду. Если после окончания пандемии страны не предпримут никаких мер, все будет как раньше, а может и хуже. Ведь самый быстрый способ «разогреть» экономику после кризиса — это вложить деньги в существующие производства, никак их не меняя. И они продолжат загрязнять планету. Есть другой путь — страны должны договориться инвестировать в «зеленые» технологии и сократить выбросы. Но, судя по опыту предыдущего глобального финансового кризиса, это маловероятно.

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Воздух действительно стал чище. Временно. Снижение уровня токсичных загрязнителей воздуха и парниковых газов фиксируют по всему миру. В Китае только за февраль промышленные выбросы углекислого газа сократились на 200 миллионов тонн, пишет Financial Times. Столько CO₂ вся Украина или Нидерланды производят за год. Спутники над крупными городами Китая зафиксировали падение уровня диоксида азота, который вырабатывают двигатели автомобилей. Концентрация мелких частиц сажи в воздухе китайских мегаполисов сократилась на 20—30 процентов.

Подобное обнаружили и в других странах, пишет The Economist. Спутниковые данные по Италии показали снижение концентрации диоксида азота, особенно в долине реки По, первом очаге эпидемии. В Южной Корее падение выбросов началось в середине февраля. В Нью-Йорке, по данным TomTom, трафик в часы пик снижается на 13,5—26 процентов. Уровень угарного газа в атмосфере города сейчас вдвое ниже, чем в аналогичный период прошлого года, говорят исследователи из Колумбийского университета.

Глен Питерс из Норвежского центра международных исследований климата считает, что если мировой ВВП в этом году вырастет всего на 1,5 процента , то глобальные выбросы углекислого газа сократятся на 1,2 процента.

Если сравнить нынешний кризис с прошлым мировым финансовым кризисом, то в 2009 году выбросы CO₂ от ископаемого топлива и производства цемента снизились на 1,4 процента. Однако через год они снова выросли и к концу 2010-го годовые выбросы были больше, чем когда-либо ранее. Одна из причин — Пекинский пакет экономических стимулов Rmb4tn для поддержания углеродоемких отраслей.

Сегодня провинции Китая уже объявили о планах увеличить расходы на строительство до 25 триллионов юаней. Вероятно, другие страны тоже будут поддерживать свою промышленность. К примеру, нефтегазовый сектор Канады уже попросил помощи у государства, пишет Reuters.

Авиакомпании договорились компенсировать вред от выбросов в атмосферу. Но теперь соглашение, вероятно, придется пересмотреть. До кризиса авиационная отрасль согласилась запустить в следующем году схему CORSIA. Ее цель — установить квоты на выбросы, а все, кто будет их превышать, должны будут инвестировать в проекты по защите климата. Например, сажать деревья или утилизировать отходы. Чтобы рассчитать эти квоты, решили брать показатели 2019 и 2020 годов. Уже сейчас очевидно, что в этом году число перелетов будет аномально низким. Вопрос в том, готовы ли авиакомпании согласиться на новые условия, на которые изначально они не рассчитывали.

В ноябре в Глазго должна была состояться Конференция ООН по вопросам климата. Это первое событие такого масштаба со времен саммита COP21 в Париже в 2015 году. На нем страны должны были договориться о новых мерах противодействия глобальному потеплению. Сегодня британские чиновники уже обсуждают перенос конференции на 2021 год.

Последствия COVID-19 для окружающей среды в итоге будут зависеть от двух факторов. Первый — как долго продлится пандемия, второй — как государства будут вытягивать свои экономики из кризиса. Самый простой способ стимулировать экономику — вкладывать деньги в существующие крупные отрасли, такие как энергетика, транспорт и строительство. Другой путь — финансово поощрять благоприятные для климата версии этих отраслей: больше солнечной энергии вместо нефти и газа; больше денег на исследования водородных топливных элементов; дотации на производство стали и цемента, которое не выделяет CO₂. Глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол уже выступил с призывом использовать «зеленые» стимулы для экономики. В прошлый кризис к нему не прислушались.