Вакцину от коронавируса создадут в лучшем случае через полтора года, в худшем никогда. Тогда придется привыкать к работе на дому и другим ограничениям — пересказываем материал CNN

Автор:
Яна Собецкая
Дата:
Вакцину от коронавируса создадут в лучшем случае через полтора года, в худшем  — никогда.  Тогда придется привыкать к работе на дому и другим ограничениям — пересказываем материал CNN

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Единственный способ полностью победить пандемию нового коронавируса — создать вакцину. Но даже по самым оптимистичным прогнозам на это уйдет минимум полтора года. Или же вакцину вообще не удастся изобрести, как это было с ВИЧ или лихорадкой денге. В таком случае человечеству придется прибегнуть к глобальным реформам, чтобы минимизировать риск заражений. Например, привыкать к социальному дистанцированию в общественных местах и к работе из дома. «Бабель» пересказывает большой материал CNN о сценариях борьбы с коронавирусом в случае, если вакцину против него изобрести не удастся.

Чтобы остановить пандемию COVID-19, фармакологические компании по всему миру работают над созданием более 70 вакцин от нового коронавируса. Некоторые прототипы уже тестируют на людях. Однако, по прогнозам ученых, эффективную вакцину удастся создать не ранее чем через год-полтора. «Я не думаю, что вакцину создадут быстро. Я очень удивлюсь, если ее смогут создать за 18 месяцев», — говорит один из создателей вакцины против возбудителя ротавирусной инфекции Пол Оффит.

Не исключено, что вакцины не будет вообще. Подобное уже происходило ранее. В 1984 году ученые впервые идентифицировали ВИЧ — тогда они спрогнозировали, что вакцина против него будет готова через два года. Ее до сих пор нет, а за это время от болезни погибли 32 миллиона человек. Десятилетиями тщетно пытаются создать вакцину против лихорадки денге. Ежегодно ею болеют четыреста тысяч человек. Сложно также создать вакцину против риновирусов и аденовирусов — патогенов, вызывающих симптомы простуды.

Если вакцину от COVID-19 не получится быстро создать, это будет означать, что людям придется сосуществовать с коронавирусом и искать способы замедлить его распространение. Для этого могут пригодиться экспериментальные препараты и медикаменты для лечения других болезней. В США уже разрешили применять в экстренных случаях препарат «Ремдесивир», который обычно используется для лечения лихорадки Эбола. Также изучается возможность лечения коронавируса с помощью плазмы крови выздоровевших пациентов.

Медработники с помощью фумигации обрабатывают площадь города Лхоксеумаве в провинции Асех в Индонезии. Фумигацию часто используют для предупреждения случаев лихорадки денге и предотвращения распространения нового коронавируса.

Медработники с помощью фумигации обрабатывают площадь города Лхоксеумаве в провинции Асех в Индонезии. Фумигацию часто используют для предупреждения случаев лихорадки денге и предотвращения распространения нового коронавируса.

Barcroft Media / Contributor

Если какое-либо средство хотя бы ненадолго сократит срок пребывания пациента в отделении интенсивной терапии, это увеличит количество свободных коек для тяжелобольных COVID-19. Однако никакие лекарства не смогут предотвратить новые заражения. Пандемия утихнет, однако люди все равно будут болеть коронавирусной инфекцией.

В таком случае для снижения риска заражения, по мнению ученых, потребуется проводить глобальные реформы. Мнения о том, как именно это лучше сделать, разнятся.

Профессор глобального здоровья в Имперском колледже Лондона доктор Дэвид Набарро считает, что на время отсутствия вакцины нужно ввести специальный «социальный договор». Согласно нему, после возвращения к нормальной жизни при необходимости люди должны самоизолироваться. Например, в случае появления симптомов коронавируса или контакта с больным COVID-19.

Тем, кто кашляет или имеет легкие симптомы заболевания, временно не стоит ходить на работу. Следовательно, отношение к удаленной работе должно измениться. Работа из дома, по крайней мере, периодическая, должна стать привычной для многих людей. А компаниям следует выстроить рабочий график таким образом, чтобы офисы не были переполнены.

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Декан Национальной школы тропической медицины Медицинского колледжа Бэйлора в Хьюстоне Питер Хотес, в свою очередь, отмечает, что следует реформировать медицину. Нужно отслеживать контакты людей, проводить диагностику прямо на рабочем месте, мониторить распространение болезни и вовремя внедрять социальное дистанцирование.

В случае снижения числа зараженных можно разрешить спортивные соревнования и другие массовые мероприятия. Турниры вроде чемпионатов по футболу — проводить согласно графику, но при условии, что спортсменов будут регулярно тестировать. Бары и рестораны могут работать, если посетители будут соблюдать социальную дистанцию. Однако время от времени жесткие ограничительные меры все равно придется возвращать. Вероятнее всего, каждую зиму.

При отсутствии вакцины улучшить ситуацию может создание «группового иммунитета» (когда большинство популяции приобретает иммунитет к болезни). Однако много людей, вероятно, все равно погибнут. Ярким примером этого является корь — до того, как стали применять противокоревую вакцину, этим недугом каждый год болели 2—3 миллиона человек.