Президент поручил Михеилу Саакашвили сделать жизнь бизнеса проще. Его офис простых решений составил дорожную карту. В ней — структура, команда и главная цель

Автор:
Мария Жартовская
Дата:

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Седьмого мая Владимир Зеленский назначил Михеила Саакашвили главой исполкома Национального совета реформ. Его заместителем стал известный IT-предприниматель Александр Ольшанский. Нацсовет создали в 2014 году, чтобы координировать реформы, но в начале 2018-го его работу заморозили. На базе Нацсовета Михеил Саакашвили создал негосударственную структуру — Офис простых решений и результатов. За месяц он провел десятки встреч с бизнесменами, депутатами и чиновниками и представил нескольких членов команды. К концу мая у Офиса появились три локации: в Кабмине, Офисе президента и концертно-выставочном центре «Парковый», неформальном штабе партии «Слуга народа». Рассказывать подробно о работе Офиса его руководители пока не хотят. Исполнительный директор Мария Барабаш прогнозирует, что детальная информация появится после первого заседания Нацсовета — его дату вскоре назначит президент. К этой встрече в Офисе простых решений составили дорожную карту с принципами будущей работы. Корреспондент «Бабеля» Мария Жартовская пообщалась с источниками, знакомыми с этим документом. Они рассказали о ключевых ценностях, конкретных задачах и ноу-хау Офиса Саакашвили.

NurPhoto / Contributor

Структура

Двадцать шестого мая Facebook-страницу Нацсовета реформ переименовали — теперь она называется «Офис простых решений и результатов». Некоторые СМИ написали, что Саакашвили переименовал Нацсовет. На самом деле это не так. Согласно дорожной карте Офиса, исполком работает с двумя организациями: государственной — Нацсоветом реформ, и негосударственной — Офисом простых решений. В госструктуру входят президент, глава его Офиса, премьер-министр, вице-премьеры, секретарь СНБО, глава Нацбанка, спикер парламента, глава исполкома Михеил Саакашвили и его заместитель Александр Ольшанский.

Также в государственный Нацсовет входят представители «Союза украинских предпринимателей», EBA («Европейской бизнес ассоциации»), CEO Club и Американской торговой палаты в Украине. Для обсуждения отдельных вопросов Офис будет привлекать глав профильных парламентских комитетов и министров.

Структура негосударственного Офиса сложнее. Планируется, что его работу будет контролировать наблюдательный совет и независимый аудитор. Саму организацию разделят на отдельные офисы — исполнительный, международный, коммуникационный и законодательный.

Этапы работы

Согласно дорожной карте Офиса, команда Саакашвили планирует работать по алгоритму из восьми пунктов. Вот краткое описание этого алгоритма: Офис обсуждает реформу с президентом, после этого вместе с экспертами и общественностью формулирует ее главные задачи, выносит наработки на заседание Нацсовета реформ, получает одобрение президента и контролирует реализацию реформы. Всего до конца 2020 года запланировано шесть заседаний Нацсовета. Главная тема первого, по словам Саакашвили, — реформа таможни. В планах — обсудить дерегуляцию и реформу Государственной архитектурной инспекции.

Синица Александр / УНИАН

Задачи

В конце мая на встрече с представителями Американской торговой палаты Саакашвили рассказал о главных приоритетах работы Офиса: реформировать таможню и суды, запустить Киевский международный финансовый центр, который будет привлекать иностранные инвестиции, упростить процедуры и отменить законы, которые мешают бизнесу («регуляторная гильотина»). Кроме этого, согласно дорожной карте, Офис будет реформировать Государственную архитектурно-строительную инспекцию, либерализует трудовое законодательство и упростит подключение к электросетям. По поручению президента команда Саакашвили уже разрабатывает правки к Налоговому кодексу.

Разобраться с главными задачами в Офисе рассчитывают в 2020 году. В планах на 2021 год — запустить Киевский финансовый центр, ликвидировать 500 регуляций для бизнеса и сократить административный госаппарат.

Команда

Согласно плану действий Офиса, сейчас в команде 17 человек, включая Михеила Саакашвили и Александра Ольшанского. Публично Офис уже представил исполнительного директора Марию Барабаш и куратора международных отношений и судебной реформы Полину Чиж. Она специалист по вопросам криминальной юстиции, в прошлом работала в Национальном антикоррупционном бюро и Офисе генерального прокурора. Барабаш — сооснователь «Союза украинских предпринимателей» и инвестиционной компании A7 Capital.

За взаимодействие с бизнесом в команде отвечает Юрий Мироненко. Его в Офис пригласил Михеил Саакашвили. Мироненко рассказал «Бабелю», что сейчас он занимается оргвопросами и готовит несколько инициатив, которые обсудят на заседании Нацсовета реформ. «Со временем, когда нас станет больше, обязанности могут распределить иначе, но, скорее всего, именно я буду уделять больше времени взаимодействию с бизнесом», — прогнозирует Мироненко.

Александр Ольшанский — заместитель Саакашвили. Юрий Мироненко отвечает за взаимодействие с бизнесом.

Соколовская Инна / УНИАН; Мироненко Юрій / Facebook

Также в Офисе, согласно дорожной карте, есть два аналитика — бывший советник премьера Владимира Гройсмана Юрий Федчишин и замглавного редактора «Forbes Украина» Владимир Ланда. На досрочных парламентских выборах 2019 года Ланда баллотировался под 20 номером списка партии Саакашвили «Рух нових сил». Сам журналист сотрудничество с Офисом на регулярной основе отрицает. По его словам, он знает там «некоторых людей» и иногда с ними созванивается. «Я бы не назвал это системной помощью», — рассказал он в комментарии «Бабелю».

Также в команде работают четыре юриста, два человека отвечают за операционную деятельность, еще двое — за взаимодействие со СМИ, и по одному — за найм и цифровые технологии.

В будущем штат Офиса должен вырасти. В команде есть вакансии юристов, бухгалтера, руководителя направления, оператора. Пятого июня, по словам Марии Барабаш, команда запланировала первый тимбилдинг.

Цели, KPI и ценности

О главных целях и принципах Офиса не раз публично рассказывал Саакашвили. С одной стороны, организация помогает президенту и его Офису наладить диалог с бизнесом, с другой — поддерживает бизнес и делает его жизнь комфортной. Среди ценностей Офиса — патриотизм, проактивность, ответственность, справедливость и компетентность.

Ключевой измеримый результат работы — Украина должна попасть в ТОП-20 стран в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. В дорожной карте Офиса не указано, когда Украина должна достичь этого результата. В любом случае планы Офиса более амбициозны, чем премьер-министра Дениса Шмыгаля: его цель — ТОП-30 рейтинга. В 2020 году Украина улучшила свои позиции на семь пунктов и заняла 64 место в Doing Business.

Деньги

Из-за путаницы со структурой Нацсовета и Офиса простых решений у журналистов много вопросов к финансированию этих организаций. На самом деле все члены Нацсовета работают бесплатно — на общественных началах. Деньги на содержание негосударственного Офиса, рассказывает знакомый с его работой источник, будут поступать через общественную организацию «Офис простых решений и результатов». Согласно системе YouControl, эту организацию 3 июня 2020 года основали Михеил Саакашвили и его заместитель Александр Ольшанский. Имена доноров, которые будут поддерживать Офис финансово, Мария Барабаш пообещала вскоре назвать.

Также в Офисе пообещали, что на все вопросы «Бабеля» о планах работы команды Саакашвили 9 июня сможет ответить замглавы исполкома реформ Александр Ольшанский.