Илья Хржановский отчитался за полгода работы в МЦХ «Бабий Яр». В плане экспозиции — монокуляры, фильм Лозницы, интерактивный проект Зыгаря и интервью с киевлянами. Набсовету понравилось

Автор:
Катерина Коваленко
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:

Babyn Yar Holocaust Memorial Center / Youtube

Полтора месяца назад около сотни украинских журналистов, писателей, музейных кураторов, историков, продюсеров и других деятелей культуры призвали Наблюдательный совет Мемориального центра Холокоста «Бабий яр» (BYHMC) уволить художественного руководителя Илью Хржановского. Произошло это после того, как в медиа появился черновик концепции BYHMC его авторства — Илью Хржановского упрекали в том, что он хочет использовать в музее методы социальной инженерии, «которые не имеют ничего общего с увековечением памяти жертв». В ответ члены Набсовета BYHMC заявили, что команда музея все еще разрабатывает концепцию — и только когда ее представят публично, они смогут «дать справедливую оценку работе Ильи Хржановского». Одиннадцатого июня Илья Хржановский и его команда показывали Набсовету, чем они занимались последние полгода. В видеоконференции в Zoom участвовали члены новой команды BYHMC и Набсовет в почти полном составе. Всем понравилось.

У BYHMC будет новый логотип. В основе — точки, символизирующие жертв Бабьего Яра. Они образуют надпись BABYN YAR и схематическое изображение яра. К концу июня команда запустит сайт с интерактивной картой, на которую нанесут более 18 тысяч точек. За каждой из них будет история человека, погибшего в этом месте.

Новый логотип BYHMC.
В основе — точки, символизирующие жертв трагедии.

Новый логотип BYHMC. В основе — точки, символизирующие жертв трагедии.

Babyn Yar Holocaust Memorial Center / Youtube

На территории Бабьего Яра появятся семь монокуляров. Через них можно будет посмотреть архивные фотографии территории в прошлом. Монокуляры поставят в тех местах, откуда были сделаны снимки. «Это будет первый экспозиционный проект под открытым небом, который позволит посмотреть, как Бабий Яр выглядел в прошлом днем и ночью», — рассказала директор департамента архитектуры и дизайна BYHMC Анна Камышан. Монокуляры хотят установить в 2020 году.

Украинский режиссер Сергей Лозница создаст документальный фильм о Бабьем Яре из архивных материалов. Он собирает все возможные видеозаписи из архива Пшеничного в Киеве, Красногорского архива в Подмосковье, Федерального и нескольких частных архивов Германии. «Это Киев в первые дни войны, подготовка Киева к обороне, вход в Киев войск Вермахта, лагерь военнопленных на левом берегу Днепра, взрывы Киева, киевский процесс 1946 года, последняя публичная казнь в Киеве в 1946 году после киевского процесса», — рассказал Лозница. По его словам, некоторые материалы еще никогда не публиковались. Эпизоды начнут выкладывать онлайн в сентябре этого года.

Российский журналист и писатель Михаил Зыгарь работает над проектами «Интерактивный дневник» и «Аудиоспектакль». В первом люди смогут «прожить» историю кого-то из погибших или выживших в Бабьем Яру. Презентация похожа на видеоигру: человеку предлагают выбрать персонажа и пройти с ним его путь во время трагедии. «Первая встреча происходит в современности, потом мы движемся назад во времени. Это бесконечная траектория познания, к которой зритель может вернуться в любое время и узнать о себе что-то новое», — рассказал Зыгарь. Участники будут сталкиваться с такими же выборами, что и их персонажи. Также участник сможет посмотреть на себя со стороны. «Аудиоспектакль» — это звуковая экскурсия по территории Бабьего Яра. Участникам расскажут о том, что происходило с разными людьми в других странах в то время, когда в Киеве расстреливали тысячи евреев.

Так может выглядеть «Интерактивный дневник».
Участники будут выбирать исторического персонажа и «проживать» его судьбу вместе с ним.

Так может выглядеть «Интерактивный дневник». Участники будут выбирать исторического персонажа и «проживать» его судьбу вместе с ним.

Babyn Yar Holocaust Memorial Center / Youtube

В рамках проекта «Разговор» команда уже записывает интервью с киевлянами. В планах — 50 тысяч разговоров. Вопросы касаются идентичности, памяти, патриотизма и ценностей, говорит руководительница проекта Ксения Марченко. Все записанные интервью будут доступны на сайте проекта, который появится позже. «Это мост между прошлым и будущим в настоящем. Мы постараемся найти язык, на котором можно говорить об этой трагедии так, чтобы это чувствовалось и было важным для людей, живущих в наши дни», — объясняет задумку Хржановский.

Архитектурный проект, победивший в конкурсе в сентябре 2019 года, доработают. Его хотят расширить на территорию всего Бабьего Яра. Над проектом будут работать архитекторы, историки, психологи, музейные дизайнеры и специалисты по вопросам истории памяти. «За ближайшие месяцы эти люди должны презентовать образ, которые потом будет отображен в архитектурной концепции», — говорит Хржановский. Первая встреча состоится в июне.

До конца года полноценно заработают новосозданные научно-исследовательские институты при BYHMC — Институт изучения Холокоста в Восточной Европе и Институт территории и ландшафта памяти Бабьего Яра. Кроме этого, команда оцифровывает архивные материалы и устанавливает имена погибших, которые не были известны ранее. По словам руководительницы проекта «Имена» Анны Фурман, команда установила уже 834 новых имени.

Наблюдательный совет BYHMC просит Владимира Зеленского делегировать в их состав своего представителя. Мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что передал президенту письмо с такой просьбой, тот обещал решить вопрос в ближайшее время.