Основатель Amazon Джефф Безос давно предсказывал, что торговля уйдет в онлайн. Из-за пандемии это случилось быстрее. Но руководить компанией легче не стало — пересказываем статью The Economist

Автор:
Алла Кошляк
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:

Mint / Contributor

За 25 лет основатель Amazon Джефф Безос из скромного, но упрямого торговца книгами превратился в миллиардера, который может себе позволить финансировать частную космонавтику. В своих обращениях к акционерам он не раз прогнозировал, что торговля и многие услуги полностью перейдут в онлайн. Из-за пандемии коронавируса эти прогнозы сбываются даже быстрее, чем он ожидал. Акции компании дорожают, но и вызовов его огромному бизнесу становится больше, пишет еженедельник The Economist.

Летом 1995 года одержимый своим делом худощавый американец Джефф Безос работал в подвале вместе с женой, упаковывая книги в коробки. Спустя 25 лет он — один из главных бизнесменов ХХІ века, мускулистый мужчина, который для развлечения финансирует медиа и космические миссии. Ему льстит инвестор-миллиардер Уоррен Баффет и шлет оскорбления Дональд Трамп. Его компания Amazon — уже давно не просто продавец книг, а цифровой гигант стоимостью 1,3 триллиона долларов.

Пандемия коронавируса показала, насколько компания Amazon важна для повседневной жизни в Америке и Европе. Электронная коммерция, логистика и облачные технологии вышли на первый план в карантинном мире. Безос решил вернуться к повседневному управлению компанией, которая столкнулась с проблемами социальных контрактов, финансов и усиления конкуренции.

В первом квартале 2020 года продажи Amazon выросли на 26%. Сначала потребители массово скупали туалетную бумагу и макароны. Когда в середине апреля американцам пришли чеки с поддержкой от государства, они стали покупать еще больше. Чтобы удовлетворить растущий спрос, Amazon наняла 175 000 сотрудников и арендовала 12 новых грузовых самолетов, в результате чего ее флот достиг 82 судов.

Чтобы обеспечить рост электронной коммерции, нужна инфраструктура облачных вычислений и платежных систем, которой владеет Amazon. Этот бизнес компании вырос на 33%. Несмотря на то, что оффлайновые магазины открываются, бум онлайн-торговли не закончился, потому что в нее пришли новые покупатели — те, кому за шестьдесят. Рынок торговых центров падает, а складской недвижимости, которая нужна для онлайн-торговли, растет.

Все это напоминает сценарий, который Безос неоднократно описывал в письмах акционерам. Amazon тратит огромные деньги, чтобы захватывать смежные отрасли: сначала от книг он перешел к электронной коммерции, затем открыл облачные и логистические ресурсы сторонним продавцам, сделав их самостоятельными огромными предприятиями. Клиенты сохраняют лояльность к Amazon благодаря сервису подписки Prime и голосовому помощнику Alexa. Акции Amazon неуклонно дорожают, достигнув в июне нового исторического максимума — почти 2 700 долларов за акцию.

Но сидя на своем ранчо в западном Техасе, Безосу приходится сталкиваться и с проблемами. Во-первых, вопросы социального контракта. Безоса часто обвиняют в создании монополии. Amazon занимает 40% рынка американской электронной торговли и 6% всех розничных продаж. Но доказательств, что это убивает рабочие места, нет. Исследования «эффекта Amazon» показывают, что новые рабочие места на складах и доставке компенсируют сокращение числа продавцов, а минимальная почасовая заработная плата фирмы в Америке составляет 15 долларов США, что выше среднего показателя для розничной торговли по стране.

Работники складов принесли символические коробки под дом Безоса в Нью-Йорке в знак протеста.

Bloomberg / Contributor

Вирусные вспышки на складах Amazon стали причиной расследований относительно условий труда в компании. Возможно также, что Amazon создает конфликт интересов. Поддерживает ли он сторонних продавцов наравне с собственными продуктами? — это расследуют Конгресс США и органы ЕС. И насколько комфортно фирмам отдавать конфиденциальные данные компании облачных вычислений AWS, которая является частью Amazon?

Еще одна проблема — финансы. По мере того как Безос осваивал отрасль за отраслью, его активы стали «тяжелее». Сегодня у него есть заводы стоимостью 104 миллиарда долларов, что не намного меньше, чем у старого конкурента — Walmart. Безос считает, что Amazon может больше зарабатывать, собирая данные и продавая подписки. Пока что инвесторы в это верят. Но Amazon трудно выделить AWS в отдельный бизнес. Это сняло бы вопросы со стороны государственных регуляторов, но лишило бы Amazon денег на остальные проекты.

Последнее беспокойство Безоса — конкуренция. Он уже давно говорит, что следит за покупателями, а не за конкурентами, но, должно быть, он заметил, как пандемия подстегнула соперников. Цифровые продажи в Walmart, Target и Costco удвоились. В большинстве стран мира доминируют региональные конкуренты: MercadoLibre в Латинской Америке, Jio в Индии и Shopee в Юго-Восточной Азии. В Китае доминируют Alibaba, JD.com и Pinduoduo.

Самый популярный бизнес в мире сегодня должен решить несколько задач. Если Amazon повысит зарплату, чтобы успокоить политиков в популистскую эпоху, он потеряет свою дешевизну. Если Безос разделит компанию, чтобы угодить регуляторам, компания станет финансово нестабильной. А если поднимет цены, чтобы удовлетворить акционеров, его новые конкуренты получат долю рынка. Двадцать пять лет спустя видение Безоса о мире, в котором он покупает, смотрит и читает онлайн, сбывается быстрее, чем когда-либо. Но работа с Amazon не стала проще, даже пускай она больше не связана с упаковкой коробок.

SOPA Images / Contributor