Первого дилофозавра нашли в 1940-м году. С тех пор эти динозавры перессорили научное сообщество и «снялись» в «Парке Юрского периода». Но как они выглядели, стало известно только сейчас

Яна Собецкая
Редактор:
Евгений Спирин

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Первого представителя дилофозавров нашли в 1940-ом. Однако как именно они выглядели, было неизвестно еще восемьдесят лет. В киноленте «Парк Юрского периода» представителя этого вида изобразили как небольшого динозавра. Он умел плеваться ядом и таким образом убил одного из персонажей. Внешний вид дилофозавров перессорил научное сообщество. Некоторые ученые считали, что дилофозавры были крупными хищниками. Другие — что они были такого же роста, как индейки. Только теперь исследователи выяснили, как на самом деле выглядели дилофозавры. «Бабель» рассказывает, что известно о хищниках, населявших Землю сотни миллионов лет назад.

Восемьдесят лет назад, в 1940-м, американец Джесси Уильямс отыскал на территории индейской резервации Навахо-Нейшен в штате Аризона останки динозавра. Он показал окаменелости палеонтологам Калифорнийского университета Беркли. Группа исследователей во главе с Сэмюэлем Уэллсом выяснила, что останки принадлежат ранее неизвестному динозавру — дилофозавру.

Палеонтологи решили реконструировать внешний вид животного. Но значительной части костей не хватало, поэтому их заменили гипсовыми элементами, чтобы скелет выглядел завершенным. В результате динозавр получился похожим на другого хищника Юрского периода — аллозавра. Тот передвигался на двух ногах и мог достигать 6 метров в высоту и 12 — в длину.

В 1954 году палеонтологи, изучавшие первого дилофозавра, опубликовали научную работу по результатам исследования. В ней они не уточнили, какие элементы реконструкции были настоящими окаменелостями, а какие — изготовленными из гипса. Ни слова об этом не было и в следующей части труда, которую та же команда ученых выпустила еще через тридцать лет.

Научное сообщество разделилось на два лагеря. Одни палеонтологи придерживались мнения, что дилофозавры были похожими на больших динозавров, таких как цератозавры и аллозавры. А другие считали, что дилофозавры напоминали маленьких целофизисов и были такого же роста, как индейки.

Изображение аллозавра, созданное британским художником Чарльзом Найтом.

Wikimedia

В ряде ранних исследований дилофозавров описывали как животных со слабыми челюстями и уязвимым «гребешком». По этому описанию создали дилофозавра из культовой ленты «Парк Юрского периода». В фильме 1993 года этот динозавр небольшого размера, умеет расправлять складки на шее и имеет гребень на голове. А еще плюется ядом и таким образом убивает одного из героев киноленты.

До 2020 года никто точно не знал, как дилофозавры выглядели и эволюционировали. Адам Марш, палеонтолог из Техасского университета в Остине, семь лет изучал пять наиболее полных скелетов дилофозавров, найденных в США. Некоторые из них хранились в Калифорнийском университете Беркли. Другие отыскал коллега Марша Тимоти Роу. Среди неисследованных ранее окаменелостей были задняя лапа дилофозавра, череп и таз. В июле Марш и Роу опубликовали результаты совместного исследования в Journal of Paleontology. Палеонтологи выяснили, что дилофозавры были совсем не такими, какими их представляли создатели «Парка Юрского периода».

Кадр из фильма "Парк юрского периода"

На самом деле у животных были крепкие челюсти с мощными мышцами, в длину они достигали 6 метров, а весили три четверти тонны. По мнению Адама Марша, дилофозавры были «макрохищниками» и могли с легкостью поймать даже крупную добычу: «Это животное большого размера, созданное для того, чтобы есть других животных».

Ни одно научное исследование не нашло доказательств того, что дилофозавры были ядовитыми. Однако в чем-то создатели ленты «Парк Юрского периода» были правы. На голове у дилофозавров действительно имелся двойной гребень — от ноздрей до глазниц. Исследователи предполагают, что этот гребень был яркого цвета и помогал дилофозаврам запугивать соперников. А также заигрывать с потенциальными партнерами, как это делают павлины при помощи своих хвостов.

Скелет дилофозавра, который хранится в Королевском музее Онтарио. Череп и таз динозавра реконструированы, шея выпрямлена, а левая лапа и хвост смещены вверх.

Wikimedia

Гребень дилофозавров имел специфическую конструкцию. Кости, формировавшие его, были тонкими. Однако содержали сеть «пузырьков» с воздухом, которая их укрепляла и защищала. Подобные «пузырьки» ученые отыскали и в других частях скелета. Марш и Роу предполагают, что это эволюционное преимущество помогло динозаврам стать более высокими и не набрать лишний вес, который сделал бы их медленными и неповоротливыми.

По мнению ученых, дилофозавры были первыми крупными динозаврами-мясоедами в Северной Америке. Хищники просуществовали несколько десятков миллионов лет. Потом их вытеснили другие виды, такие как цератозавры и аллозавры.